Наоборот, граждане, особенно в социальных сетях, стали делиться на тех, кто за силовой вариант решения проблемы, и тех, кто против. По сути, общественность поделилась на тех, кто поддерживает правительственные органы в их последовательных шагах по разрешению конфликта, и на тех, кто в оппозиции к ней.
Суть вопроса
Автомобильная трасса по маршруту Кербен — Ала-Бука, связывающая три района Джалал-Абадской области, по сути, является ни много ни мало "дорогой жизни" для Чаткальского и Ала-Букинского районов. Именно эта инфраструктурная нитка поддерживает наземную связь отдаленных районов области с основной частью республики. Перерезав ее, пограничники Узбекистана поставили под угрозу развитие этих районов, ведь если военнослужащие Комитета по охране государственной границы Службы национальной безопасности Республики Узбекистан так и останутся на своих позициях, то отрезанными от "материка" окажутся более 100 тысяч граждан, которые начнут испытывать существенные трудности по беспрепятственному обеспечению грузового и пассажирского потоков с основной частью страны.
Кроме того, следует отметить, что среди местного населения большая часть имеет родственников на сопредельной территории. Ухудшение отношений между странами не играет им на руку, так как при введении паспортного режима и дополнительного контроля в приграничных районах соседней Наманганской области станет проблематично пересекать границу для посещения родственников. Шутка ли, до этого жители Наманганской области умудрялись даже переправлять через границу свой скот для выпаса на отгонных пастбищах соседних районов Джалал-Абадской области.
Диспозиция сторон
Для Узбекистана участок автомобильной дороги на 20-м километре является его непосредственной территорией, он не признает суверенитета над ней Кыргызстана, соответственно и действия командования пограничного района КОГГ СНБ РУз для него юридически и мотивационно оправданы.
Следует заметить, что с самого начала противостояния наши государственные органы действовали профессионально и четко. "Наши" не стали как "чужие" демонстрировать свои бицепсы и идти на прямой конфликт, хотя предпосылки были. Мы поступили мудрее и дальновиднее. Буквально через час после блокирования дороги узбекскими пограничниками к ним прибыли кыргызстанские пограничники, чтобы немедленно провести пограничную представительскую встречу. Далее в ход пошла дипломатия — в МИД был вызван посол РУз в КР, которому вручили ноту протеста.
Анализируя последовательные шаги правительства и Генерального штаба ВС КР, можно отметить, что государственные органы и военные научились совместно реагировать на угрозу, причем без нагнетания обстановки, непосредственно на участке приграничного инцидента и сохраняя олимпийское спокойствие.
"Шеф, шеф, все пропало!", или Неоднозначная реакция общественности
Действиям государственных органов и иже с ними можно поставить если не "пятерку", то уж однозначно твердую "четверку с плюсом". А вот общественность в лице блогеров, а также представителей так называемой внесистемной оппозиции, к сожалению, подкачала. Хотя их реакция была предсказуемой.
Блогеры начали выдавать фотографии военной техники и личного состава. Некоторые военные специалисты-пенсионеры отследили через социальные сети перемещение группировок из Ошской, Джалал-Абадской и Чуйской областей к месту конфликта. А отдельные товарищи добили вбросом в СМИ информации о выдвижении к месту событий армейского спецназа "Скорпион". В советское время они уже понесли бы ответственность за это, а сейчас выступают как герои…
Внесистемная оппозиция и организация "Кырк чоро" совместно с активистами блогосферы ринулись 22 марта в Кербен и село Ала-Бука, чтобы набрать политические очки, а то и просто напомнить о себе.
Подводя итоги прошедших событий, можно отметить, что наши общественные активисты и пользователи социальных сетей с внушительным количеством подписчиков не совсем готовы брать на себя ответственность за события, которые могут повлечь за собой их статусы и высказывания. Призывая общественность "накостылять" пограничникам-соседям, они не понимают, что после одной выпущенной пули или использования хоть одного снаряда лавину под названием "приграничный военный конфликт" будет крайне сложно остановить. Будет сложно объяснить матерям и женам, почему военное руководство довело инцидент до применения оружия, когда был вариант решить все за столом переговоров…
В такие моменты прежде всего нужно объединить усилия правительства и наших военных. А критиковать их решения и призывать к какой-либо ответственности можно уже после разрешения конфликта.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции