БИШКЕК, 29 мар — Sputnik. Омбудсмен Кыргызстана Кубат Оторбаев взял под контроль уголовное дело, возбужденное в отношении главы ДПС Бишкека полковника милиции Зумрад Джанабаевой, которая находится под следствием.
В аппарате омбудсмена отметили, что Джанабаевой предъявлено обвинение по статьям 315 "Служебный подлог" и 304 "Злоупотребление должностным положением" Уголовного кодекса КР, при этом заключение под стражу — это наиболее строгая мера пресечения из предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом КР.
Следуя Минимальным стандартным правилам ООН, которые, согласно части 3 статьи 6 Конституции являются составной частью правовой системы КР, предварительное заключение под стражу должно использоваться в судопроизводстве по уголовным делам как крайняя мера при условии должного учета интересов расследования предполагаемого правонарушения и защиты общества и жертвы.
Во-первых, расследование дела ведет орган, не подведомственный столичной ДПС, и, следовательно, повлиять на его ход она никак не могла.
Во-вторых, в соответствии со статьей 102 Уголовно-процессуального кодекса КР в деле отсутствуют достаточные основания, свидетельствующие о том, что она скроется от следствия или суда либо может угрожать свидетелю, иным участникам уголовного судопроизводства, уничтожить доказательства, быть объявлена в межгосударственный или международный розыск, иным путем воспрепятствовать объективному ведению следствия и разбирательству дела в суде либо будет продолжать заниматься преступной деятельностью.
В-третьих, суд не учел и иных факторов — ее личность, род занятий, возраст, состояние здоровья, семейное положение и другие обстоятельства, предусмотренные статьей 103 Уголовно-процессуального кодекса КР.
"Однако в нарушение вышеуказанных требований законодательства суд при избрании меры пресечения в отношении З. Джанабаевой в виде заключения под стражу принял во внимание только тяжесть совершенного преступления, а другие обстоятельства остались без должной оценки", — сказано в сообщении.
При этом ссылка только на тяжесть предъявленного обвинения противоречит и пункту 3 статьи 9 Международного пакта о гражданских и политических правах (обладает статусом международного договора и в соответствии с вышеуказанной нормой Конституции имеет в КР прямое действие), где, в частности, указывается, что "содержание под стражей лиц, ожидающих судебного разбирательства, не должно быть общим правилом, но освобождение может ставиться в зависимость от представления гарантий явки на суд, явки на судебное разбирательство в любой другой его стадии и в случае необходимости — явки для исполнения приговора".
В пятницу, 25 марта, сотрудники прокуратуры Октябрьского района Бишкека задержали начальника столичной Дорожно-патрульной службы по подозрению в злоупотреблении служебными обязанностями и служебном подлоге. В тот же день Джанабаеву водворили в изолятор временного содержания ГУВД Бишкека. В субботу суд решил заключить ее на время следствия в СИЗО-1 до 17 апреля сроком на 20 дней. В понедельник она была госпитализирована в одну из больниц с подозрением на инфаркт.
Джанабаеву подозревают в увольнении сотрудника задним числом. Ее подчиненный совершил правонарушение 8 ноября 2015 года, а, согласно приказу, был уволен 6-го числа, хотя имеются доказательства, что его не могли уволить 6 ноября. Между тем сама Джанабаева сообщала в интервью корреспонденту Sputnik Кыргызстан, что приказ об увольнении сотрудника, о котором идет речь, был подписан ее заместителем Нурбеком Молдогазиевым.