Наши герои уверены, что недостаточно просто говорить так всем давно знакомые слова о том, что Кыргызстан — это страна красивых гор, чистых озер и вкусного мяса. Они точно знают, что горы нужно еще показать и рассказать о них на удобном для гостя языке, что возле озера нужно построить комфортное жилье, а еще лучше — юрту разбить, да такую, что 12 месяцев в году сможет туристов принимать. И мясо нужно уметь правильно приготовить, не испугав гостя устуканами.
Нуртай Ниязов, 31 год, основатель сервиса доставки мясных деликатесов:
— Работая в сфере туризма, я не раз слышал вопросы от иностранных гостей столицы о том, где можно попробовать кыргызские национальные деликатесы. В силу отсутствия какого-либо сервиса доставки мне приходилось отправлять людей во всевозможные национальные кухни или на базары, что, кстати, совсем не вызывало доверия у них. Они ведь привыкли к тому, что все доставляется прямо в руки. Так и пришла идея популяризировать и сделать доступными для всех наши национальные деликатесы.
К реализации идеи мы приступили в начале февраля этого года. Тогда моя работа в сфере туризма отошла на второй план: я решил полностью посвятить себя развитию проекта.
Признаться честно, очень много было потрачено сил, энергии и средств, чтобы вывести оригинальный и фирменный вкус наших продуктов. Мы не думали, что на поиск идеального вкуса уйдет целый месяц. Мы экспериментировали, работая с раннего утра до поздней ночи. Готовили различные мясные рулеты, смешивали продукты, приглашали столичных поваров на дегустацию, внимательно выслушивая их профессиональные оценки и советы.
Несмотря на трудности, знакомые любому бизнесмену, четыре деятельных человека, вдохновленные общей идей, 21 марта, на весенний праздник Нооруз, представили бишкекскому рынку новый продукт — сервис доставки мясных деликатесов. Во главе ассортимента деликатесов наряду с фирменными новинками — традиционный чучук.
Если говорить о рекламе, то сервис мы продвигали только через Интернет и социальные сети, считая наружную рекламу неэффективной.
На данном этапе развития сервиса мне очень трудно говорить, когда окупятся наши вложения. Пока наш проект только дорожает — вместо задуманных 250 тысяч сомов мы потратили более полумиллиона.
Но я верю, что через пять лет мы станем популярным и доступным сервисом для горожан и гостей столицы.
Тынчтык Жанадылов, 29 лет, основатель юрточного комплекса Happy Nomads Village ("Деревня счастливых кочевников"):
— После окончания вуза в Бишкеке я несколько лет работал IT-тренером. Позже женился и, так как в столице не было своего жилья, решил переехать в родной город Каракол. По возвращении я долго думал, чем мне заняться. Перебирая различные варианты, я решил попробовать свои силы в сфере туризма и открыть в Караколе современный юрточный комплекс, выполненный в национальных традициях, — Happy Nomads Village.
С чего начать?
Все началось с разработки концепции. Все мы знаем, что в Кыргызстан приезжают не только ради природы. Приезжают к нам, чтобы пожить в кыргызской юрте, поездить верхом на лошадях, услышать звуки комуза, фольклор и исполнить танец кара жорго. Мы приглашаем в гости весь мир, но не предоставляем должного сервиса. Несмотря на круглогодичный поток туристов, юрты сдаются в аренду всего два месяца в году. Персонал, обслуживающий иностранных гостей, начиная с таксистов, не владеет даже разговорным английским. Запуская небольшой семейный бизнес, я учел эти нюансы.
Приобрел землю в Караколе и три юрты у известных мастеров Тонского района, которые установил на утепленном фундаменте под навесом, чтобы защитить их от лучей солнца, дождя и снега. Сейчас они позволяют принимать одновременно 18 гостей.
Как-то один из наших посетителей сказал, что мы создали удачный симбиоз кочевой культуры и современности. И эти слова абсолютно оправданны. У нас модернизированные юрты с теплым полом, обогревателями внутри, Wi-Fi по всей территории комплекса и всеми остальными необходимыми удобствами. Кроме того, гостям мы предлагаем отведать традиционные блюда, понаблюдать за шоу боорсоков и провести вечер, слушая национальный фольклор. Желающим предлагается пройти курсы кыргызского языка.
Инвестиции
Первоначальным вложением в проект были 50 тысяч долларов. Но, конечно, это не окончательная сумма — дело расширяется и требует постоянных инвестиций. Моих личных накоплений было недостаточно, поэтому я взял кредит в банке и занял денег у друзей и родственников.
Будет большой успех, если в течение пяти лет мне удастся вернуть все вложения. Я был далек от истины, когда думал, что комплекс окупит себя уже в первый год работы. На деле оказалось все очень сложно: были и есть финансовые трудности. И, несмотря на то что количество туристов, выбирающих отдых в юрточном комплексе растет в геометрической прогрессии, мы еще далеки от того, чтобы отказаться от других видов доходов (я параллельно занимаюсь разработкой сайтов и переводами книг) и позволить себе наемный персонал.
Преимущества и средства продвижения:
- Мы удивляем туристов уровнем владения языком и изначально выигрываем, говоря, что мы English speaking family (англоговорящая семья). Мои родители лингвисты. Мама — преподаватель английского, папа — немецкого. Я же освоил язык после годичной образовательной программы в США.
- Я специалист в применении ИКТ в сфере образования и сертифицированный преподаватель Google. Поэтому я сам себе программист и сиэмэмщик. Кроме того что активно продвигаю проект на просторах социальных сетей, я оплачиваю таргетированную рекламу. Благодаря этому о нас знают в странах Европы, США, России, Казахстане, Сингапуре и Японии. А за последние два года нас посетили туристы более чем из 30 стран мира. Конечно, это цифра намного скромнее, чем у стандартных столичных хостесов.
О трудностях
Мне не раз хотелось все продать и начать жить спокойно. Но мысль о том, что этот бизнес в будущем будет кормить мою дочь, мотивирует преодолевать все трудности, возникающие на пути. К тому же мне хочется позиционировать себя как предпринимателя и содействовать развитию экономики Кыргызстана.
Кыдыбаев Нурлан, 27 лет, директор и мастер художественного салона Chopo Art:
— В 2009-м я окончил художественную академию и стал работать керамистом в одной из столичных мастерских. И уже тогда я мечтал об открытии собственного магазина.
Я помню своих первых клиентов. Это были люди, путешествующие по странам СНГ. Они очень удивлялись, когда в магазине разглядывали ассортимент керамической и глиняной посуды, представленной на полке. Национальный дизайн также не остался без их внимания.
Но иностранные туристы не единственные посетители моего салона. Кыргызстанцы с таким же интересом рассматривают товары и приобретают предметы, которые украсят праздничный стол или станут отличным подарком для родственников и друзей. Хотя изначально я на их интерес не рассчитывал.
Если говорить о трудностях, то мне, как творческому человеку, очень сложно концентрироваться на коммерции. Мне нужно больше времени для уединения в мастерской. Ведь только так рождается что-то достойное хорошей оценки. Кстати, сейчас я занимаюсь разработкой нового дизайна и очень надеюсь, что он придется по вкусу покупателям.
Реклама о художественном салоне распространена только в социальных сетях. Не секрет, что сейчас это наиболее эффективный способ продвижения услуг и товаров.
Об услугах я упомянул не случайно. Мы ведь устраиваем бесплатные мастер-классы по гончарному делу. Они пользуются спросом у бишкекчан, поэтому в скором времени я планирую открыть курсы, на которых каждый сможет обучиться этому ремеслу.
А еще я мечтаю когда-нибудь открыть магазин в Караколе. Там ведь большой поток туристов, которым наверняка будет интересно то, что я делаю.