Думаю, что не я одна помню пару советских фильмов, в которых герои, не имеющие никакого отношения к милицейской службе, начинали регулировать дорожное движение. Исполняя собственные хотелки, они, размахивая в разные стороны жезлом, создавали огромные пробки. И это при том, что машин тогда было несравнимо меньше, чем сейчас. Зрители смеялись. От души.
Нашумевшая недавно история, когда доброволец при неработающем светофоре и отсутствующих на дороге сотрудниках новой службы — Патрульной милиции, пришедшей на смену ДПС, взялся регулировать движение, произвело в обществе эффект бомбы. Пусть и небольшой, но уже разорвавшейся. Народ был в полном восторге. Действительно, как еще реагировать на поступок человека, решившего в сильный дождь подменить служивых. Ладно бы все происходило на какой-нибудь заштатной улочке, где-нибудь на городской окраине. Так ведь нет! На самой что ни на есть правительственной трассе, где всегда стояли ребятки из ДПС, готовые в любую минуту всех и даже пешеходов тормознуть ради беспрепятственного проезда особо уважаемых авто.
Об этой городской истории, ставшей известной благодаря пользователям социальных сетей, писали много. Граждане высоко оценили поступок активиста. "Он герой нашего времени. Его нужно наградить", — звучало наперебой со всех сторон. И вот уже начинали вырисовываться картинки, как нашего человека под звуки торжественного марша вводят в высокие кабинеты и самый большой начальник в стране вручает ему медаль. Представлять подобное было легко. Особенно после того, как все видели, как в Москве гражданину нашей республики, отважно кинувшемуся в метро под поезд, и медаль на грудь повесили, и вручали грамоты и премии. Отважных людей нужно отмечать!
Но так думали простые граждане, пусть и понимающие, что уровень опасности там и здесь был чуточку разный (хотя стоять в центре трассы, где снуют не всегда адекватные водители, — не на диване валяться). Люди в своей наивности просто не смогли уловить глубинную подоплеку поступка. Поэтому даже удивились, когда начальник Управления патрульной милиции ГУВД Бишкека сообщил, что сотрудники службы, которые проезжали мимо, уволены. "Молодец, — завопили горожане, — так и надо бороться с разгильдяями, не выполняющими свои прямые обязанности".
Но каков начальник! Просто блещет умищем и прозорливостью. Он сразу узрел, что активист не просто порядок на дороге наводил, а своими действиями подрывал авторитет новой службы! И это преступление. Вот кто из граждан мог бы подумать об этом? Только политики и начальствующие милиционеры. У остальных мысль в подобном направлении даже не двинулась бы. Хотя все сразу приобрело совсем другой коленкор. Да и "похвала" потянула на статью Уголовного кодекса. Удивленным журналистам начальник изрек: "Подъехавший на место экипаж Управления патрульной милиции ГУВД Бишкека должен был задержать его и доставить в отделение милиции, где его следовало оформить по статье "Мелкое хулиганство". Но патруль этого не сделал и уехал с места. В связи с этим члены патруля были уволены".
Так вот за что наказали патрульных! Они, по мнению начальника, должны были активиста схватить, скрутить, связать, пытать. Ой, может и не к месту, но мне вспомнился детский фильм, где Баба-яга давала указания разбойникам. Аналогии, конечно, неуместные. Но куда же от них деться, если они сами в голову лезут?
Теперь мы можем представить, какие цели ставят перед службой, на которую как бы попытались возложить большие надежды. Ей совсем необязательно заниматься своим прямым делом. Главное — не допустить, чтобы граждане занимались не своим.
Кстати, даже не знаю, что теперь с авторитетом новой службы делать? Как его поднимать? Про зачастившую стрельбу на улицах Бишкека, где стреляющие исчезают быстрее, чем там оказывается скорая на все колеса служба, в социальных сетях судачат многие. Но ведь появилось симпатичное видео, на котором видно, как патрульный инспектор что-то берет у водителя и засовывает это нечто в карман. Все сразу подумали про деньги.
Бедный водитель. Лучше бы не объявлялся. Если только он признается, что с него вытянули деньги, то тут уже хулиганкой не отделается. Его обвинят не только в склонении служивого к получению взятки, но и в ее вручении.
Похоже, будь воля упомянутого уже милицейского полковника, он бы запретил простым гражданам пресекать разгул хулиганов на улице. Это должна делать только его служба. Да и помогать утопающим должны исключительно обученные водолазы-спасатели, а из огня на пожаре выводить пострадавших только пожарные.
Одна надежда, что в тех службах не увидят во всех проявлениях людских устремлений желания подорвать чей-то профессиональный авторитет. Иначе со столь странным подходом к оценке действий можно привить гражданам устойчивое равнодушие и пофигизм. Хотя этого добра у нас, кажется, хватает.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции