БИШКЕК, 21 апр — Sputnik. Депутаты Жогорку Кенеша рассматривают законопроект "О защите лиц, сообщивших о коррупционных правонарушениях". Его разработчик — экс-генпрокурор Аида Салянова.
Одна из предлагаемых норм — вознаграждение за сообщение о взятке в размере до 30 процентов от мзды. Но сумма вознаграждения не должна превышать 100 тысяч сомов. Задача — стимулирование граждан к раскрытию фактов коррупции и создание в обществе нетерпимости к взяточничеству.
Редакция Sputnik Кыргызстан решила выяснить, будет ли работать этот закон и готовы ли люди "сдавать" друг друга.
Закон нужен, но сам сдавать не буду
"Это общемировая практика, в ряде стран такой закон внедрен лет 20-25 назад. Но тут вопрос по сумме: вряд ли кто-то будет за 100 тысяч сомов сообщать о нарушениях в многомиллионном тендере. Этого мало", — говорит экс-вице-премьер по силовому блоку Токон Мамытов.
При этом он считает, что закон заработает и это не является стукачеством.
"Когда человек сообщает об ущербе для государства, это не донос и не стукачество, а патриотизм", — отметил он.
При этом экс-вице-премьер заметил, что у него много знакомых, о которых он знает, что они берут взятки. Однако "сдавать" их он не собирается.
Надо ли в борьбе с коррупцией пользоваться фашистскими методами?
Доктор юридических наук бывший глава общественного совета при Госкомитете национальной безопасности Кайрат Осмоналиев отметил, что у многих оперативных сотрудников есть свои агенты и осведомители — закон легализует выплаты за содействие сотрудникам правоохранительных органов, то есть в принципе поддерживает их.
"По ментальности населения есть вопросы, но интересы государства выше, и не стоит отказываться от интересного способа борьбы с коррупцией. Этот закон неидеален, и если он не будет работать, то нет преград для отмены", — отметил Осмоналиев.
Однако сам он не намерен "сдавать" ни брата, ни свата.
"Братьев у меня нет, а сестры работают в тех отраслях, где нет соблазнов. Но если теоретически предположить, что у меня есть брат, который ворует и берет взятки при тендерах, то я бы не стал писать заявление. Мне ведь с братом жить ", — отметил доктор юридических наук.
Также он привел примеры из истории.
"В фашистской Германии было очень развито стукачество, сосед доносил на соседа. В результате преступлений было не так много. С одной стороны, для государственности это сильный эффект, но с другой возникает морально-этический аспект", — продолжил Осмоналиев.
Не Павлик Морозов, но "сдать" готов
Законопроект рассматривался в Комитете по правопорядку и борьбе с преступностью. Член этого комитета Мирлан Жеенчороев отметил, что цель проекта — "не поощрение стукачества".
Жеенчороев напомнил, что коррупция лишает населения части прав, ставит людей в неравное положение. Депутат является сторонником законопроекта и заметил, что если он узнает, что его близкие родственники коррупционеры, то он готов обратиться в правоохранительные органы.
"Я, как гражданин, обязан это сделать. Да, я обращусь с заявлением", — отметил Жеенчороев.
Донос — как дышло: на кого написал, над тем нависло
В Древнем Риме информаторы наживали миллионы на доносах. Респонденты не отрицают, что может возникнуть ситуация, при которой писать заявления будут с целью опорочить человека.
"Необходима проверка. Например, за рубежом до 30 процентов сигналов полностью не подтверждается", — отметил Токон Мамытов.
Жеенчороев напомнил, что имеется положение об ответственности за клевету.
Глас народа: законопроект преждевременный
Не вызвал восторга этот документ у учителей. Преподаватель Кыргызско-Российского Славянского университета Чинара Кашкараева видит в нем только минусы.
"Мы слишком инертны, политическая культура у нас практически отсутствует. К тому же стукачеству препятствуют семейственность и менталитет. Закон можно принять, но работать он не будет", — убеждена педагог.
По мнению Кашкараевой, другая причина — это неверие в систему защиты свидетелей.
Преподаватель напомнила, что есть вероятность большого количества ложных доносов.
По словам начальника отдела акцизов Государственной налоговой службы Нурлана Джумабекова, этот закон —материальное стимулирование и легальный способ заработка.
"Он поможет в борьбе с коррупцией. Это международная практика, которая неплохо себя зарекомендовала", — сообщил налоговик.
Джумабеков согласен, что есть такое понятие, как менталитет, связанное с нежеланием доносить, но уверен, что со временем граждане привыкнут и будут информировать органы о взяточниках. Но на своих близких он не будет писать заявления, в частности, на брата или соседа.
"Родственные узы выше желания заработать", — отметил он.
Как отметил психолог Арсланбек Камчыбеков, донос идет вразрез с моральными принципами любого народа.
Камчыбеков заметил, что этим инструментом будут пользоваться для очернения нечистые на руку граждане, таким образом, цели закона не будут достигнуты.
"История показала, что доносов в Кыргызстане не было, за исключением 30-х годов, но такие случаи были и у других народов мира. Это не присуще человеческой натуре. Как можно донести и получить за это вознаграждение, как с такой ношей дальше жить?" — заключил Камчыбеков.
Подобные законы работают в США и ряде европейских стран. Такой же законопроект обсуждается в России.