Что нужно, чтобы сделать что-то стоящее? Деньги? Связи? Урмат Макеев из села Кызыл-Суу Джеты-Огузского района доказывает, что следует лишь взять то, что никому уже не нужно, и использовать во благо общества.
— Среди бишкекчан бытует стереотип, что за пределами столицы жизнь унылая и однообразная. Вы с этим согласны?
— Нет. Конечно, и в Кызыл-Суу есть такая проблема, как безработица. Работы для молодежи не так уж и много: большинство пасет скот или возделывает землю. Некоторые идут на госслужбу. Из-за того что нечем заняться, многие начинают пить.
Я, как и отец, стал милиционером. Отработал в органах три года и ушел. Нам платили 4 900 сомов в месяц.
— Насколько интересно работать сельским милиционером?
— Очень интересно! До сих пор вспоминаю, как зимой нашу патрульную машину остановил мужчина. Он сказал, что у него нет дома, что он замерзает, и попросил забрать его в отделение милиции.
Мы его "задержали" на 11 суток. Он был нам очень благодарен.
— А что было после милиции?
— В Кызыл-Суу в то время избирали торага местного кенеша, и друзья выдвинули мою кандидатуру. Не знаю, почему выбрали именно меня, я ведь был тогда еще очень молод.
— Какие проблемы села казались вам самыми серьезными? Что нужно было сделать в первую очередь?
— В аварийном состоянии находились школа, дороги. Беспокоил высокий уровень преступности, особенно школьный рэкет.
— Это вечные проблемы, которые есть в каждом регионе, и мало кто понимает, как их в принципе решать.
И это дало результат! В этом году работы уже завершатся, и с 1 сентября ребятишки будут учиться без риска, что им на голову обрушится потолок.
— А с преступностью как боролись? Тут ведь средствами из бюджета не обойтись!
— Я долго думал, как занять молодежь. Как-то услышал, что у "Кумтора" остается много ненужной древесины. Мы договорились, что будут отдавать ее нам. А затем молодежные бригады бесплатно развозили ее всем нуждающимся.
Как-то раз я шел по улице и увидел, что бабушки стоят в очереди за пенсией на улице. Они совсем старенькие, а присесть негде. И у меня возникла идея делать из древесины скамейки и устанавливать их в местах, где много людей.
Меня тогда как раз пригласили в Бишкек принять участие в программе Института развития молодежи и Германского общества международного сотрудничества (GIZ). Там я получил знания по управлению бизнесом.
Скамейки для города мы делаем бесплатно, немного зарабатываем на заказах сельчан: кому надо ворота установить, кому дерево на дрова распилить. Остатки отдаем нуждающимся.
— Как вам удалось развернуть такую активную деятельность?
— Просто я боялся, что мой срок пройдет, а я ничего не успею сделать. Кроме того, все мои идеи лежали на поверхности. Например, у того же "Кумтора" остается много ненужных бетонных труб. Почему бы не перекинуть отрезок такой трубы через речку, чтобы получился мост?
Их пустые бутылки мы использовали для системы капельного орошения. В дело идет все!
— Зачем вам это? Могли бы просто уехать в большой город, с вашей хваткой добились бы впечатляющих результатов.
— Не хочу. Я этого никогда не хотел. Я уеду, одноклассник уедет, сосед уедет… Кто будет тогда работать для родного села? Так не пойдет!
— Что планируете на ближайшие пять лет?
— Сейчас я председатель совета молодежи Джеты-Огузского района. Планов у меня много, но больше всего хочу открыть кризис-центр, где бы решались проблемы населения, где каждый мог бы получить поддержку.