Турсунбекова можно назвать чрезвычайно осторожным человеком, который, уже став полновесной фигурой на политической арене, старается найти тихий уголок, где его лишний раз никто не побеспокоит. До сего дня отчасти ему это удавалось: он не стал звездой прайм-тайма, такое ощущение, что до сих пор неловко себя чувствует перед камерой и даже побаивается ее объектива, начинает суетиться и заикаться.
Мы все писали понемногу…
О прошлой жизни нового спикера парламента, до его вхождения в политику, известно немного, хотя есть и весьма любопытные моменты. Сложно поверить, но Чыныбай Турсунбеков загубил свой литературный талант: в молодости он увлекался поэзией, а в 1989 году стал лауреатом ХIV Всемирного фестиваля молодых поэтов в Пицунде.
Все работы хороши, выбирай на вкус
После развала СССР начинающий поэт, чтобы прокормить семью, начал заниматься предпринимательством — какое-то время работал в Турции, в 1994 году вернулся на родину и открыл пекарню. С тех пор его бизнес неразрывно связан с хлебобулочными и макаронными изделиями. Видимо, поэтому за глаза его часто называют "мукомолом". Со временем бизнес, созданный Турсунбековым, занял практически весь внутренний рынок, фактически он получил монополию на продажу муки и макаронных изделий в Кыргызстане.
Заходи, дорогой, гостем будешь
Турсунбеков чувствовал себя комфортно при любой власти, но заняться публичной политикой решил по настоятельной просьбе нынешнего президента Алмазбека Атамбаева. В мае 2010 года ему предложили работу в правительстве, но он отказался, сославшись на то, что как бизнесмен далек от госслужбы. Позже Атамбаев предложил ему стать депутатом от его партии — СДПК, отказаться второй раз было уже невозможно.
Илбирс: осторожный и расчетливый
В политике Турсунбеков уже пять лет, при этом ему чудесным образом удавалось избегать конфликтов, скандалов и политических интриг. Это не может быть просто везением, скорее, как мы уже отмечали, чрезвычайная осторожность и холодный расчет. Новый спикер не так прост, как может показаться на первый взгляд. Из небольших фрагментов интервью, которые все-таки попадают в прессу, можно сделать вывод, что Чыныбай Акунович держит коллег на почтительном расстоянии и не считает возможным находиться в одном ряду с политиками.
"Опыт научил меня понимать тонкости кыргызской политики. По-моему, некоторые отечественные представители этой сферы потеряли чувство реальности, перестали быть искренними. Они выбирают популизм в качестве своей основной политической позиции. Думаю, это неправильно. Считаю, что главной чертой политика должна быть искренность", — говорит Турсунбеков.
Новая метла по-новому метет
Теперь о том, что может измениться в стиле работы парламента Кыргызстана с приходом нового спикера. Очевидно, что пространство для деятельности оппозиции в легитимном политическом поле, которое и без того сдавлено, сократится до размеров носового платка, так как любые истерики и провокации будут моментально гаситься. Хотя, с другой стороны, нужны ли сейчас стране оппозиционные силы, которые время от времени мечтают о новом перевороте и грозят организовать многотысячные акции гражданского неповиновения?
Посторонним вход воспрещен?
Последний политический расклад, при котором все ключевые должности в стране заняли представители СДПК, вполне может вызвать новую волну негатива и обвинений в попытке узурпации власти. Президент Атамбаев — создатель Социал-демократической партии; премьер Жээнбеков — старший брат бывшего спикера от СДПК и ближайший сторонник главы государства; нынешний торага Жогорку Кенеша Турсунбеков — многолетний руководитель парламентской фракции СДПК и тоже человек из круга особо приближенных к президенту. Некоторые эксперты и аналитики учуяли запах "застойных времен", а кое-кому мерещится призрак КПСС, мрачно блуждающий в коридорах власти.
Хорошо, все будет хорошо?
Что даст Кыргызстану укрепление президентской вертикали? Не факт, что она укрепится, так как важные элементы государственной конструкции так до конца и не очищены от коррупции. То, что какие-то действия по очищению и демонтажу "серых схем" предпринимаются, никто не отрицает. Но большая часть "голов гидры" по-прежнему цела и невредима, что не добавляет авторитета власти.
В этом аспекте роли Турсунбекова и Жээнбекова каждый волен рассматривать как угодно. Для кого-то они подневольные и покорные исполнители прихотей "его величества", другие видят их задачи глубже, и заключаются они в сохранении стабильности и устойчивости государства, когда одну половину мира лихорадит экономический кризис, а другая воюет с террористами, пожиная горькие плоды "арабской весны" и насильственного внедрения "демократических стандартов".
Жээнбеков и Турсунбеков — люди старой закалки, расчетливые и мало подверженные эмоциям — должны, по всей видимости, стать теми винтиками в механизме государственной машины, задача которых — свести к минимуму фатальные ошибки в системе управления в период возможных экономических трудностей и весьма вероятных попыток раскачать лодку во время президентских выборов в Кыргызстане. Такая политическая конструкция в краткосрочной перспективе вполне работоспособна, она может просуществовать и дольше. Вопрос в том, не сорвут ли резьбу любители закручивать гайки и винтики?..
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции