Древние говорили: "Если не забывать войну — появляется много ненависти. А если войну забывают — начинается новая"…
Кадыркул Шадыбеков не понаслышке знал о войне, однако не любил говорить о ней. Но его дочь Клара все время приставала к нему с расспросами. Благодаря ее любознательности имя отца навсегда будет вписано в историю рода и семьи, ведь каждый кыргыз должен знать свою родословную до седьмого колена. Эту традицию надо хранить и передавать потомкам. Об истории Кадыркула Шадыбекова — в материале Миры Жунусовой.
Для Кадыркула война началась 15 сентября 1937 года. Его служба в рядах Красной Армии совпала с боевыми действиями, развязанными против молодой Советской республики восточными и западными захватчиками. Он служил в Особой Краснознаменной Дальневосточной армии РККА, преобразованной в Дальневосточный фронт в связи с осложнением обстановки на участке государственной границы у озера Хасан.
В его послужном багаже к тому времени было завершение Фрунзенского колхозно-кооперативного техникума и работа заведующим фермой в колхозе Кызыл-Байрак, заворготделом Караванского райкома комсомола, учеба в Ташкентском юридическом техникуме. Затем последовала практическая юриспруденция в должностях секретаря, следователя и старшего следователя Караванской и Кызыл-Джарской районных прокуратурах.
Три кубика в петлице и красная звездочка на рукаве украшали политрука Шадыбекова. Два месяца он в составе 18-го полка 40-й дивизии участвовал в боях между сопкой Заозерной и озером Хасан. Боевое крещение состоялось на Халхин-Голе. Жестокие бои развернулись в районе между государственной границей Монголии и этой рекой. Кадыркул рыл окопы вместе с бойцами, налаживал связь… — словом, делал все, что делали солдаты и офицеры на фронте. Тысячи пуль и осколков пролетали над ним, кругом стоял запах гари, свинца и железа. Он и сам не помнил, сколько раз спускал курок, отрывал кольцо гранаты… Тогда ему присвоили звание лейтенанта, о его боевых заслугах написали в республиканской газете.
Но война для него только начиналась — в 1940 году Шадыбекова направили на Северо-Западный фронт в зону боевых действий с финнами. Красная Армия несла большие потери, солдаты на себе испытывали просчеты командования в организации снабжения, оснащении боевой техникой и боеприпасами. Выявились серьезные проблемы в подготовленности командного состава, у войск не было знаний ведения войны. К тому же Финляндию поддерживали западные страны.
Кадыркула зачислили на краткосрочные командирские курсы. Полученные знания он передавал личному составу: формировал отряды лыжников, отрабатывал приемы разминирования местности, учил преодолевать заграждения, доты, дзоты, использовать зажигательные смеси…
После победы над белофиннами в ноябре 1940 года Шадыбеков демобилизуется и возвращается на родину. Ему 25 лет, он полон жизни, энергии, но есть и другое: вера, убежденность, твердость. Ему не дано знать, что ждет впереди, какие потери придется пережить…
Начало Великой Отечественной застало Кадыркула в городе Фрунзе, где он работал в прокуратуре Киргизской ССР прокурором спецотдела, а затем — начальником отдела НКВД. Не раздумывая, он пишет заявление в комиссариат с просьбой отправить на фронт. 7 декабря 1941 года лейтенант Шадыбеков вновь призывается в ряды РККА и направляется в 67-ю армию Ленинградского фронта.
Тяготы блокады и фронтовые невзгоды Кадыркул нес, как и все солдаты. Боевая готовность роты, содержание техники и вооружения, моральный настрой личного состава требовали примера и большой ответственности командира. В одной из спецопераций по приказу генерал-майора Ястребова группа разведчиков во главе с Шадыбековым взяла "языка". Полученные сведения окзались очень ценными. Разведчики были представлены к наградам. Кадыркула наградили орденом Красной Звезды.
Но война никого не щадила. Старшего лейтенанта Шадыбекова дважды ранило, и командование вынуждено было перевести его на штабную работу. В 1942-1944 годах он нес службу в должности военного прокурора 142-й отдельной морской стрелковой бригады, затем военного следователя 72-й стрелковой дивизии 42-й армии Ленинградского фронта. За мужество и героизм его наградили орденом Отчественной войны и медалью за оборону Ленинграда.
День Победы Кадыркул Шадыбеков встретил в Кенигсберге, где в составе Прибалтийского военного округа вел борьбу с литовскими и латышскими бандформированиями. Медалями за взятие Кенигсберга и победу над Германией отмечен его вклад в разгром фашизма.
Девять лет военной службы и три года войны — с таким багажом Кадыркул вернулся в родной город в 1946 году. За это время не стало отца, пропал без вести его брат Нуркул, маленькая Танзиля с испугом смотрела на незнакомца, не признавая в нем отца… Но жизнь продолжалась, надо было привыкать к миру.
В разные периоды Кадыркул Шадыбеков возглавлял партийные комитеты в Ачинском, Джанги-Джольском, Базар-Курганском райкомах КП Киргизии, руководил Кызыл-Унгурским лесхозом и Караванским плодопитомническим совхозом. Под его руководством проложена система водоснабжения и возведена больница в селе Караван, построены дороги, мост через реку Ит-Агар, школы, дом культуры… При нем заложили фисташковые леса в окрестностях Джалал-Абада, проложили дорогу на курорт.
За успешную работу на разных участках народного хозяйства партия и правительство дважды награждали его орденом Трудового Красного Знамени. Шадыбеков вел и большую общественную работу, избирался депутатом Верховного Совета Киргизской ССР.
Именем героя названа улица в Кербене. Его бюст установлен там на Аллее славы.