В автобиографическом рассказе "Трактат о жилище" Булгаков писал: "Не из прекрасного далека я изучал Москву 1921-24 годов. О нет! Я жил в ней, я истоптал ее вдоль и поперек. Когда в Москву начнут приезжать знатные иностранцы, у меня есть в запасе должность гида". Похоже на заготовку для "Мастера и Маргариты", не правда ли? Роман его завораживает еще и потому, что все происходит в реальных, прекрасно известных писателю и читателям домах, переулках, учреждениях, будь то Арбатский дворик, Массолит или варьете. Или безвестная коммуналка в темном переулке за Остоженкой. Он творил фантасмагорию, строго говоря, в классической традиции, в традиции Гоголя, которого боготворил.
Позже соединила его с ним и еще одна, почти мистическая связь. В 60-х прах Гоголя из некрополя Даниловского монастыря был перенесен на Новодевичье кладбище. Ему поставили новый памятник. Опять новый. А прежняя глыба гранита лежала забытая всеми. Знаете, кто ее там обнаружил? Елена Сергеевна Булгакова, которой долго не удавалось подыскать для могилы мужа подходящее надгробие. Похоже, свершилось чудо. Камень, бывший когда-то памятником Гоголю, стал памятником Мастеру и его прекрасной Маргарите.