Намедни вспомнилась мне миниатюра Михаила Жванецкого "Дефицит", которую блистательно исполнял великий Аркадий Райкин. Кто из молодых не слышал или не читал, могут найти в Интернете, в котором сейчас есть все.
Почему, собственно, я об этом вспомнила? Просто один теоретически уважаемый гражданин вдруг обиделся на то, что перестал быть таковым. Спросите, кто? Да депутат Жогорку Кенеша Кожобек Рыспаев, представляющий главную партию страны и неоднократно радовавший электорат своими высказываниями. С чего вдруг на него нашло такое прозрение? Судите сами. Сначала народного избранника возмутило, что Государственная кадровая служба (ГКС) решила требовать отчет не только о доходах парламентариев, но и об их расходах. Это, как говорится, ни в какие разумные рамки не лезет. Не придумали еще таких рамок для депутатов и больших чиновников. Хотя попытки предпринимаются.
Справедливости ради нужно заметить, что ГКС пожелала знать о тратах не только нардепов, но и таможенников, акимов и муниципальных служащих. В соответствующем законопроекте говорится, что все они должны указывать в ежегодных декларациях не только свои доходы и имущество, а также доходы и имущество близких родственников, но и расходы. Странно только, что из списка любителей тратить больше, чем они официально зарабатывают, выпали такие категории особо "честных" тружеников, как судьи и прокуроры. Видимо, их законодатели всуе поминать не решились, дабы не накликать на себя беду. К тому же в рядах самих парламентариев есть представители этих профессий, и они наверняка смогли бы убедить коллег в том, что ни прокурорские работники, ни служители Фемиды не позволяют себе "противозаконных" трат.
Действительно, никакой личной жизни! Недаром ведь народные избранники придумали закон, согласно которому они не отчитываются за 40 тысяч сомов, получаемые ежемесячно сверх не самой низкой зарплаты (и считают это большим демократическим достижением). Захотят — еще увеличат сумму. Сами же для себя законы пишут… Да и конкретное число свадебных гостей парламентарий привел, наверное, не случайно. Для остальных чиновников депутаты пытались ввести "квоту" в 150 человек — и ни гостем больше. Не то нагрянет специальная комиссия, пересчитает гостей и, выявив лишние рты за столами, оштрафует гостеприимного любителя жизни на широкую ногу.
"Посмотрите, как живут в западных странах, — продолжал возмущаться Рыспаев. — Свободно, никакого притеснения, никакого ущемления прав. А мы сами себя ограничиваем. Никто уже депутатов не уважает. Раньше хоть на почетное место сажали. Мы же не враги народа, тут все думают о народе. А вы все приходите и в расходы депутатов лезете".
Так чем же слова депутата Рыспаева близки к миниатюре Жванецкого? Просто, на мой взгляд, именно он должен был говорить о пропавшем уважении к народным избранникам. Во времена советского дефицита сей товарищ получил диплом товароведа и работал в ЦУМе в секции ковровых изделий, потом заведовал секцией стройматериалов в магазине "Комфорт". То есть как раз состоял в когорте весьма "уважаемых людей". Времена изменились, а уверенность в том, что человека красит занимаемое им место, у Рыспаева осталась. Хотя давно должно быть наоборот.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции