00:00
01:00
02:00
03:00
04:00
05:00
06:00
07:00
08:00
09:00
10:00
11:00
12:00
13:00
14:00
15:00
16:00
17:00
18:00
19:00
20:00
21:00
22:00
23:00
00:00
01:00
02:00
03:00
04:00
05:00
06:00
07:00
08:00
09:00
10:00
11:00
12:00
13:00
14:00
15:00
16:00
17:00
18:00
19:00
20:00
21:00
22:00
23:00
Ежедневные новости
08:00
4 мин
Жаңылыктар
09:00
2 мин
Ежедневные новости
12:01
4 мин
Жаңылыктар
13:01
3 мин
Ежедневные новости
14:01
4 мин
Жаңылыктар
15:01
3 мин
Ежедневные новости
16:01
3 мин
Жаңылыктар
17:01
3 мин
Ежедневные новости
18:01
5 мин
Жаңылыктар
19:01
4 мин
Ежедневные новости
20:00
3 мин
07:46
5 мин
Ежедневные новости
08:00
3 мин
Жаңылыктар
09:00
3 мин
Ежедневные новости
12:01
3 мин
Жаңылыктар
13:01
3 мин
Ежедневные новости
14:01
3 мин
Жаңылыктар
15:01
3 мин
Ежедневные новости
16:01
3 мин
Жаңылыктар
17:01
3 мин
Ежедневные новости
18:01
4 мин
Жаңылыктар
19:01
5 мин
Ежедневные новости
20:00
5 мин
ВчераСегодня
К эфиру
г. Бишкек89.3
г. Бишкек89.3
г. Каракол89.3
г. Талас101.1
г. Кызыл-Кия101.9
г. Нарын95.1
г. Чолпон-Ата105.0
г. Ош, Джалал-Абад107.1

Экономика Кыргызстана — made in China?

© Sputnik / Виталий Белоусов / Перейти в фотобанкСварщик во время работы в заводе. Архивнео фото
Сварщик во время работы в заводе. Архивнео фото - Sputnik Кыргызстан
Подписаться
За годы независимости у страны появилось много экономических связей с восточным соседом — Китаем. Редакция Sputnik Кыргызстан выяснила, каково значение "китайского фактора" в экономике страны.

БИШКЕК, 1 июн — Sputnik. Кыргызстан предложил Китаю перечень 42 отечественных предприятий. Часть на продажу, а другие — для переноса китайских производственных мощностей.

Сегодня в Бишкеке открылась выставка-ярмарка, на которой китайские бизнесмены могут рассмотреть не только возможность инвестирования в простаивающие предприятия, но и другие проекты, в частности, присмотреться к месторождениям, которые выставят на аукционы.

Участие в этих проектах не будет дебютом для китайского бизнеса, который занимает прочные позиции в экономике КР. Редакция Sputnik выяснила, какие еще отечественные проекты являются made in China.

Реэкспорт и товарооборот

Министр экономики КР Арзыбек Кожошев. Архивное фото - Sputnik Кыргызстан
Трактор или iPhone. Министр о переносе заводов Китая в Кыргызстан
В 1990-х годах с открытием границ и вступлением страны во Всемирную торговую организацию хлынул поток товаров из Китая, часть которых оседала на "Дордое". Объем товарооборота этого рынка в лучшие времена (до кризиса 2008 года), по оценкам экспертов, доходил до 7 миллиардов долларов. Основную часть товаров кыргызстанцы вывозили в соседние страны, занимаясь реэкспортом.

Но в последние годы его объемы начали снижаться. Одна из причин — создание Евразийского экономического союза, который более высокими пошлинами начал защищать своих производителей. 

Тогда китайские предприниматели пошли другим путем. Воспользовавшись тем, что КР является членом ЕАЭС, они начали создавать так называемые "отверточные" производства. Цель — собирать из китайских комплектующих готовую продукцию и иметь беспрепятственный доступ к 180-миллионному рынку ЕАЭС. Например, в Оше летом прошлого года кыргызско-китайская компания начала выпускать бытовую технику. В прошлом году совместное кыргызско-китайское предприятие  в Бишкеке начало регулярный выпуск тракторов. Годом ранее в Кочкорском районе Нарынской области заработала обувная фабрика. Инвесторы из Китая вложили 1,5 миллиона на производство, по плану должны экспортировать обувь в страны ЕАЭС.

ЛЭП, ТЭЦ и дороги, или Какие "стройки века" ведут китайцы

Компании КНР реализовали или продолжают работать над очень крупными национальными проектами.

Рабочий в заводе. Архивное фото - Sputnik Кыргызстан
Стал известен список из 42 предприятий КР, предложенных Китаю
Одна из крупнейших китайских энергетических компаний ТВЕА в конце прошлого года завершила строительство линии электропередачи (ЛЭП) "Датка — Кемин". Стоимость проекта составила 390 миллионов долларов, но благодаря ЛЭП страна добилась энергетического суверенитета, перестав зависеть от транзита киловатт-часов через территории других стран.

Та же ТВЕА, несмотря на споры и скандалы, реализует еще один важный проект — модернизацию теплоэлектроцентрали (ТЭЦ) Бишкека стоимостью 386 миллионов долларов. Благодаря этому ТЭЦ перейдет полностью на отечественный уголь, а ее мощность увеличится в два раза и составит 812 мегаватт. 

Дороги в Кыргызстане строят в основном на китайские гранты и кредиты, по требованию китайской стороны подрядчиками выступают компании КНР. Например, China Roadand Bridge Corporation (Чайна Роуд энд Бридж Корп.) — победитель тендеров на реконструкцию и строительство крупнейших трасс: Бишкек — Нарын — Торугарт, север — юг и других.

Тендер на реконструкцию дороги Балыкчи — Корумду, из-за которого премьер-министр Темир Сариев подал в отставку, также выиграла китайская компания "Лонг Хай".

Инвестиционные проекты

Куча национальных монет на столе. Архивное фото - Sputnik Кыргызстан
Эксперты: снижение учетной ставки направлено на рост экспорта и ВВП
Китайцы построили два нефтеперерабатывающих завода: в Токмоке стоимостью 60 миллионов долларов и в Кара-Балте на 300 миллионов. Совокупная мощность двух НПЗ — более 1,1 миллиона тонн, однако из-за недостатка сырья и других проблем заводы так и не работают на полную мощность. 

Представлены китайцы и в горнорудной промышленности. Например, летом прошлого года запустили производство на месторождении Талдыбулак Левобережный, где запасы золота достигают 60 тонн. Большая часть акций (60 процентов) принадлежит китайской корпорации "Цзы цзинь", 40 процентов — ОАО "Кыргызалтын". В этом году заработало золоторудное месторождение Иштамберды в Джалал-Абадской области, которое разрабатывает китайское предприятие Full Gold Mining. В 2016-м планируется добыть 750 килограммов драгоценного металла. 

Деньги и люди

Столь прочные позиции китайского бизнеса, а также постоянная реализация кыргызстанских госпроектов привели к тому, что в КР находится значительное число граждан КНР. Например, из более 12 тысяч иностранцев, которые работают по трудовой квоте, почти 10 тысяч из КНР. Однако многие сомневаются в этих цифрах и считают, что реальная численность китайцев в несколько раз выше официальных данных.

Экс-премьер Кыргызстана Жоомарт Оторбаев. Архивное фото - Sputnik Кыргызстан
Оторбаев: теперь Экономический пояс Шелкового пути нужно "склеить"
Многие проекты, в том числе дорожные и энергетические, реализуются за счет займов у Китая. В результате Поднебесная стала крупнейшим кредитором страны. По данным Минфина КР на 31 марта, из 3 миллиардов 646 миллионов внешнего госдолга китайская доля составляет более 1,3 миллиарда долларов.

В этом материале отражена лишь часть кыргызско-китайского экономического сотрудничества, на самом деле оно гораздо шире.

Также в списке нет проектов, которые были или, во всяком случае, пока остаются на бумаге. Не один год велись переговоры с китайскими инвесторами о строительстве завода минудобрений в Таш-Кумыре (Джалал-Абадская область). Также продолжаются переговоры по железной дороге Китай — Кыргызстан — Узбекистан и газопроводу из Туркменистана в Китай.

Лента новостей
0