00:00
01:00
02:00
03:00
04:00
05:00
06:00
07:00
08:00
09:00
10:00
11:00
12:00
13:00
14:00
15:00
16:00
17:00
18:00
19:00
20:00
21:00
22:00
23:00
00:00
01:00
02:00
03:00
04:00
05:00
06:00
07:00
08:00
09:00
10:00
11:00
12:00
13:00
14:00
15:00
16:00
17:00
18:00
19:00
20:00
21:00
22:00
23:00
Ежедневные новости
08:00
4 мин
Жаңылыктар
09:00
2 мин
Ежедневные новости
12:01
4 мин
Жаңылыктар
13:01
3 мин
Ежедневные новости
14:01
4 мин
Жаңылыктар
15:01
3 мин
Ежедневные новости
16:01
3 мин
Жаңылыктар
17:01
3 мин
Ежедневные новости
18:01
5 мин
Жаңылыктар
19:01
4 мин
Ежедневные новости
20:00
3 мин
07:46
5 мин
Ежедневные новости
08:00
3 мин
Жаңылыктар
09:00
3 мин
Ежедневные новости
12:01
3 мин
Жаңылыктар
13:01
3 мин
Ежедневные новости
14:01
3 мин
Жаңылыктар
15:01
3 мин
Ежедневные новости
16:01
3 мин
Жаңылыктар
17:01
3 мин
Ежедневные новости
18:01
4 мин
Жаңылыктар
19:01
5 мин
Ежедневные новости
20:00
5 мин
Ачык кеп
Таштандыны баш аламан таштагандар жазаланууда - “Тазалык” таштанды көйгөйүн кантип чечип жатат?
23:04
41 мин
ВчераСегодня
К эфиру
г. Бишкек89.3
г. Бишкек89.3
г. Каракол89.3
г. Талас101.1
г. Кызыл-Кия101.9
г. Нарын95.1
г. Чолпон-Ата105.0
г. Ош, Джалал-Абад107.1

Зигзаги Шанхайского альянса. К саммиту ШОС в Ташкенте

© Sputnik / Михаил Климентьев / Перейти в фотобанкСовместное фотографирование глав государств-членов ШОС. Архивное фото
Совместное фотографирование глав государств-членов ШОС. Архивное фото - Sputnik Кыргызстан
Подписаться
По мнению гендиректора аналитического центра "Стратегия Восток-Запад" Дмитрия Орлова (Кыргызстан), потенциал ШОС еще не задействован в полную силу. Поэтому назрела стратегическая необходимость решить на ташкентском саммите, как использовать все имеющиеся возможности.

Генеральный директор аналитического центра "Стратегия Восток-Запад" Дмитрий Орлов

Юбилейное, 15-е заседание Совета глав государств — членов Шанхайской организации сотрудничества пройдет 23-24 июня в Ташкенте. 

Если не считать ЕАЭС, то ШОС является самым молодым на сегодня действующим блоком государств. Блок ГУУАМ, образовавшийся за четыре года до ШОС, с выходом из него Узбекистана, существует отныне только на бумаге. Тем не менее 15 лет — вполне серьезный повод для объединения подвести некоторые итоги и решить, куда и как двигаться дальше.

Шесть или восемь?

Заместитель министра иностранных дел Узбекистана Анвар Насыров накануне сообщил журналистам: "Основной итоговый документ встречи глав государств — Ташкентская декларация пятнадцатилетия ШОС, в которой содержатся оценка 15-летней деятельности организации, согласованные подходы государств-членов к перспективам развития ШОС, а также позиция в отношении текущей международной и региональной ситуации. Лидеры стран Шанхайской организации вновь подтвердят зафиксированный в хартии ШОС принцип ее ненаправленности против других государств и международных организаций".

Флаги государств-участников совместных учений стран Шанхайской организации сотрудничества. Архивное фото - Sputnik Кыргызстан
Надежды и реалии ШОС — эксперт о саммите в Ташкенте
Кроме того, в повестку будущего саммита включены проблемы региональной безопасности. В прошлом году — на саммите в Уфе — ШОС запустила процесс принятия в организацию Индии и Пакистана. Станут ли эти страны полноправными членами объединения уже в этом году, пока сказать трудно. У наблюдателей есть некая доля скепсиса по данному поводу. С одной стороны, участие в ШОС Индии и Пакистана — это дополнительные возможности для них самих и всего блока в целом. С другой, есть риск, что Исламабад и Нью-Дели сделают территориальные претензии друг к другу "головной болью" всей ШОС, и тогда блок, вместо того чтобы решать насущные проблемы своей зоны ответственности, будет заниматься только индо-пакистанскими противоречиями.

Вообще же известно, что любая организации, имеющая региональный статус, как правило, ставит на первое место только один приоритет. На повестке дня у нее — либо безопасность, либо политика, либо экономика. Практика учит, что заниматься всеми тремя направлениями одновременно — задача, которая при неправильном подходе может оказаться невыполнимой. Но ШОС здесь — особый случай, так как ее деятельность предполагает именно решение вопросов политики, экономики и безопасности одновременно. Проблема только в том, как эти вопросы решить, потому что безопасность подразумевает одни подходы, а экономика — совершенно другие. В будущем может сложиться ситуация, при которой перед каждым из государств альянса возникнет сложная задача: как соблюсти интересы ШОС, чтобы не потерять при этом национальный суверенитет? Очевидно, что во имя общих интересов какой-то частью независимости придется пожертвовать. Хочется этого кому-то или нет, но такова практика всех альянсов в мире. 

В этой связи российский аналитик Елена Сёмкина отмечает: "ШОС сегодня сталкивается со множеством вызовов как регионального, так и глобального уровня, решение которых, на наш взгляд, должно занимать первое место. Эти вызовы могут как негативно повлиять на ШОС и превратить ее в неэффективную структуру, так и дать дополнительный стимул к ее дальнейшему развитию". По мнению Сёмкиной, второй сценарий выгоден для всех сторон: он будет способствовать не только укреплению сотрудничества, но и решению общих проблем. 

Путь продолжается

Военнослужащие во время учений. Архивное фото - Sputnik Кыргызстан
Генштаб КР: обстановка в зоне ответственности ШОС обостряется
В то же время очевидно, что проблема "трех зол" — экстремизма, терроризма, сепаратизма — которая, собственно, и собрала шесть стран в ШОС 15 лет назад, уже практически не актуальна. Настало время для самоопределения. Но каждая из стран-участниц, особенно Россия и Китай, имеет свою собственную точку зрения на то, как будет выглядеть Шанхайская организация в ближайшие годы. 

Эксперты информационно-аналитического центра МГУ пишут: "Россия склоняется к формированию модели ШОС по типу "азиатской НАТО", где политическая составляющая и проблемы безопасности будут превалировать над экономическим сектором. Китай же заинтересован в развитии экономического сотрудничества, что позволит ему при помощи механизмов ШОС реализовать долгосрочную стратегию в Центральной Азии и форсировать экономическую интеграцию в регионе под собственной эгидой".

Говоря об экономической составляющей объединения, нельзя не упомянуть китайскую концепцию "Экономического пояса Шелкового пути". Тем более из Пекина все чаще слышатся мнения о том, что неплохо бы "завести" эту концепцию в формат ШОС. Между тем давно известно, что двустороннее экономическое сотрудничество Китая с Россией и остальными членами альянса развивается намного успешнее, нежели "блоковое". В этой связи, перед руководителями стран ШОС стоит достаточно сложная, но в принципе решаемая задача: совместить все так, чтобы любое двустороннее сотрудничество шло на пользу всему блоку.

Что касается России, то экономическое сотрудничество в рамках организации объективно помогло бы ей сохранить и расширить участие в решении хозяйственных проблем Центральной Азии. Хотя бы по теме энергоносителей. Известно, что на территории стран ШОС сосредоточены примерно четверть мировых запасов нефти, более половины мировых запасов газа, 35 процентов угля, а также около 50 процентов мировых разведанных запасов урана. Пока же наблюдается только слабость экономических структур ШОС, если сравнить с активностью других "игроков", действующих не только в сфере ответственности альянса, но и вообще на всем постсоветском пространстве.

Президент Кыргызстана Алмазбек Атамбаев выходит из самолета в аэропорту. Архивное фото - Sputnik Кыргызстан
Президент Атамбаев решил поехать в Ташкент на саммит ШОС
Елена Сёмкина пишет: "Трудно говорить о том, удастся ли сторонам преодолеть все проблемы, однако понятно одно: они не должны стать причиной ослабления роли ШОС, ведь она выступает редким примером организации с двумя сильными лидерами. Шанхайская организация сотрудничества в целом является полезным инструментом геополитического партнерства России с Китаем. Кроме того, в настоящее время альтернативы ей не существует. Наблюдая за нынешним развитием российско-китайского сотрудничества, можно утверждать, что обе стороны как никогда заинтересованы в сохранении и укреплении значимости ШОС. Однако заинтересованности недостаточно: надо не только разрабатывать программы по развитию, но и стремиться активно воплощать их на практике". 

Таким образом, президентам стран ШОС в Ташкенте будет о чем поговорить, ибо дальнейшее существование альянса зависит от того, насколько в нем смогут сочетаться общие и частные интересы.

Лента новостей
0