Генеральный директор аналитического центра "Стратегия Восток-Запад" Дмитрий Орлов
Юбилейное, 15-е заседание Совета глав государств — членов Шанхайской организации сотрудничества пройдет 23-24 июня в Ташкенте.
Если не считать ЕАЭС, то ШОС является самым молодым на сегодня действующим блоком государств. Блок ГУУАМ, образовавшийся за четыре года до ШОС, с выходом из него Узбекистана, существует отныне только на бумаге. Тем не менее 15 лет — вполне серьезный повод для объединения подвести некоторые итоги и решить, куда и как двигаться дальше.
Шесть или восемь?
Заместитель министра иностранных дел Узбекистана Анвар Насыров накануне сообщил журналистам: "Основной итоговый документ встречи глав государств — Ташкентская декларация пятнадцатилетия ШОС, в которой содержатся оценка 15-летней деятельности организации, согласованные подходы государств-членов к перспективам развития ШОС, а также позиция в отношении текущей международной и региональной ситуации. Лидеры стран Шанхайской организации вновь подтвердят зафиксированный в хартии ШОС принцип ее ненаправленности против других государств и международных организаций".
Вообще же известно, что любая организации, имеющая региональный статус, как правило, ставит на первое место только один приоритет. На повестке дня у нее — либо безопасность, либо политика, либо экономика. Практика учит, что заниматься всеми тремя направлениями одновременно — задача, которая при неправильном подходе может оказаться невыполнимой. Но ШОС здесь — особый случай, так как ее деятельность предполагает именно решение вопросов политики, экономики и безопасности одновременно. Проблема только в том, как эти вопросы решить, потому что безопасность подразумевает одни подходы, а экономика — совершенно другие. В будущем может сложиться ситуация, при которой перед каждым из государств альянса возникнет сложная задача: как соблюсти интересы ШОС, чтобы не потерять при этом национальный суверенитет? Очевидно, что во имя общих интересов какой-то частью независимости придется пожертвовать. Хочется этого кому-то или нет, но такова практика всех альянсов в мире.
В этой связи российский аналитик Елена Сёмкина отмечает: "ШОС сегодня сталкивается со множеством вызовов как регионального, так и глобального уровня, решение которых, на наш взгляд, должно занимать первое место. Эти вызовы могут как негативно повлиять на ШОС и превратить ее в неэффективную структуру, так и дать дополнительный стимул к ее дальнейшему развитию". По мнению Сёмкиной, второй сценарий выгоден для всех сторон: он будет способствовать не только укреплению сотрудничества, но и решению общих проблем.
Путь продолжается
Эксперты информационно-аналитического центра МГУ пишут: "Россия склоняется к формированию модели ШОС по типу "азиатской НАТО", где политическая составляющая и проблемы безопасности будут превалировать над экономическим сектором. Китай же заинтересован в развитии экономического сотрудничества, что позволит ему при помощи механизмов ШОС реализовать долгосрочную стратегию в Центральной Азии и форсировать экономическую интеграцию в регионе под собственной эгидой".
Говоря об экономической составляющей объединения, нельзя не упомянуть китайскую концепцию "Экономического пояса Шелкового пути". Тем более из Пекина все чаще слышатся мнения о том, что неплохо бы "завести" эту концепцию в формат ШОС. Между тем давно известно, что двустороннее экономическое сотрудничество Китая с Россией и остальными членами альянса развивается намного успешнее, нежели "блоковое". В этой связи, перед руководителями стран ШОС стоит достаточно сложная, но в принципе решаемая задача: совместить все так, чтобы любое двустороннее сотрудничество шло на пользу всему блоку.
Что касается России, то экономическое сотрудничество в рамках организации объективно помогло бы ей сохранить и расширить участие в решении хозяйственных проблем Центральной Азии. Хотя бы по теме энергоносителей. Известно, что на территории стран ШОС сосредоточены примерно четверть мировых запасов нефти, более половины мировых запасов газа, 35 процентов угля, а также около 50 процентов мировых разведанных запасов урана. Пока же наблюдается только слабость экономических структур ШОС, если сравнить с активностью других "игроков", действующих не только в сфере ответственности альянса, но и вообще на всем постсоветском пространстве.
Таким образом, президентам стран ШОС в Ташкенте будет о чем поговорить, ибо дальнейшее существование альянса зависит от того, насколько в нем смогут сочетаться общие и частные интересы.