Это даже не смешно: вы видели, как заботливо сложены кусочки туалетной бумаги в столичных общественных туалетах? Чтобы дорогие гости от целого рулона слишком большой кусок не оторвали. Страшно представить, какими болячками можно заразиться от клочка бумаги, тщательно промятого руками хранителя пятисомовых монет. Зато экономия, бизнес.
В Бишкеке есть такая народная забава "Найди туалет". Квест. Серьезно, даже справить естественные физические нужды приличному человеку негде. Неприличному проще: отвернулся в сторону заката и делай свои темные делишки. Сколько таких писающих мальчиков я видела!
Ой, ладно мы, но гостям столицы на кой ляд такая местная достопримечательность? Кстати, расскажу рецепт местных бизнесменов: надо открыть средней руки кафешку/отель/гостиницу (нужное подчеркнуть), взвинтить цены до кусачего уровня и на все вопросы отвечать: "Мы ориентируемся на иностранцев". Для наших предпринимателей иностранец — это такое мифическое существо, готовое салютовать деньгами, чтобы "окунуться в жизнь кочевника". Кстати, желание местных "окунуть всех в жизнь кочевника" объясняется очень прозаично — это не требует вложений.
Почему бы не удивить тонкую натуру француза разделыванием барашка ради пары хрустящих у.е., если все равно занимаешься этим ежедневно? Жаль, что туристов не интересует прозаичное мытье посуды, а то глядишь, и мне бы что перепало.
В самом деле, сколько можно кормить постояльцев по утрам манной кашкой и какао с пенкой, когда везде на завтрак предлагают шведский стол с семгой и грейпфрутами? Почему нельзя сообразить хотя бы мюсли с йогуртом или омлет? Ну конечно, зачем тратиться — и так сойдет.
В пресловутом Питере я зашла в кафе. Заведение располагается в самом сердце города, в трех минутах ходьбы от Исаакиевского собора. Знаете, сколько там стоит чашка американо? Сто рублей! Но официант обслуживал меня так, будто я не женщина-нищеброд из далекого Кыргызстана, а сошла в эту скромную обитель прямо со странички Forbes. Будто он всю жизнь был тайно в меня влюблен и наконец дождался своего часа.
И вот, вдохновившись северной столицей России, я вернулась в Бишкек. Решила отметить возвращение в местной шашлычной.
"Тут в меню ошибка, это блюдо дороже на 10 сомов", — заявила официантка, перегнувшись через стол и ткнув нестриженым ногтем мне в меню. Дальше — классика жанра: долгое ожидание, трижды произнесенная просьба принести, наконец, эту чертову сахарницу и салфетки и традиционная попытка обсчитать на 100 сомов. Ругаться не хотелось. В конце концов, шашлык действительно был очень вкусным.
Да почему так-то? Салфетница — это ведь недорого. Ногти подстричь — вообще бесплатно. Униформу постирать, биологически безопасные туалеты поставить — лично я готова заплатить за цивилизацию разумно больше. Но зачем? И так сойдет.
"У нас в стране развит экотуризм. Вы найдете потрясающие озера, горы, где не ступала нога человека, и многочисленные пещеры. Еще у нас экологически чистые продукты", — сладким голосом вещал коллега из Таджикистана. Постойте, это же моя речь!
В ту самую секунду я поняла, что все "уникальное и экологически чистое" в мире не такая уж редкость. Экотуризм развит в тех странах, где, кроме потрясающей природы, больше и нет ничего. Если тот же Таджикистан вдруг начнет прокачивать эту индустрию бешеными темпами, нам может вообще не достаться никаких туристов.
P.S. Знаю, сейчас начнется: "Минбаева не патриот, Минбаева не любит Кыргызстан". Все Минбаева любит! Просто закрывать глаза на недостатки преступно. Развитие — оно такое, знаете, болезненное.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции