Руководитель аналитического центра "Стратегия Восток-Запад" Дмитрий Орлов (Кыргызстан) полагает, что все это при правильном подходе способно существенно изменить геополитический расклад в мире. Хотя процесс присоединения Индии и Пакистана к ШОС полностью завершится только в следующем году, а Ирана, учитывая скорость принятия решений в организации, — в 2018-м, уже сейчас очевидно многое.
Прикладная арифметика
К слову, президент КР Алмазбек Атамбаев заявил на саммите: "Выполнение иранской стороной обязательств по ограничению своей ядерной программы и начало имплементации так называемого "плана действий" создает благоприятные возможности для вступления страны в ШОС в ближайшей перспективе". Атамбаев озвучил то, о чем в экспертных кругах говорили уже давно: каждый новый член шанхайского альянса не должен иметь при вступлении неприятных "хвостов", которые в будущем могут омрачить его участие. То же самое касается Индии и Пакистана в вопросе со спорными территориями.
В целом же при таких стартовых условиях (присоединение любых новых членов — это всегда новый старт) поневоле задумаешься, как сделать, чтобы не лишиться всего этого в одночасье, а наоборот, сохранить и преумножить. К примеру, президент Беларуси (партнер по диалогу ШОС) Александр Лукашенко заявил на саммите, что его государство рассчитывает на увеличение товарооборота с Индией до миллиарда долларов уже к 2018 году. Получается, что и здесь является важным сочетание в ШОС интересов одного государства и всего блока в целом, о чем давно говорят наблюдатели.
Интриги кончились — забудьте
Однако все просто только в теории. Не случайно президент Казахстана Нурсултан Назарбаев заявил, что нынешняя задача альянса — не допустить, чтобы ШОС стала аморфной организацией, которая существует только на бумаге. Как минимум, это говорит о понимании того факта, что все, что хочет сделать ШОС, придется делать в условиях жесткого давления со стороны тех стран и надгосудаственных структур, для которых любой интеграционный проект в Евразии нежелателен и даже опасен.
Однако Атамбаев и Каримов все эти интриги разрушили. Первый — своим приездом в Ташкент, а второй — тем, как принял первого. Это может косвенно говорить о том, что у обоих — Каримова и Атамбаева — хватает такта не переносить двусторонние противоречия на формат ШОС. Но это не значит, что ситуация на кыргызско-узбекской границе не требует скорейшего разрешения.
В целом же можно сказать, что Ташкентский саммит глав государств — членов ШОС все-таки обозначил новые приоритеты на следующие четыре года именно так, как это и предсказывали многие наблюдатели. Вполне очевидно, что в ближайшее время от альянса можно ждать сюрпризов не только нам, но и тем, кто в сферу ответственности "шанхайцев" не входит. Здесь все будет зависеть не только от желаний самих участников ШОС, но также от качества и скорости принятия решений.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции