Участники Совета руководителей таможенных служб государств — членов СНГ обсудили выделение квот на обучение в Российской таможенной академии (РТА) для кыргызстанских студентов.
Корреспонденту Sputnik Кыргызстан Асель Минбаевой удалось побеседовать с главой РТА Владимиром Мантусовым. Оказалось, что многие наши соотечественники не дождались квот и уже вовсю учатся в этом вузе.
— Зачем кыргызстанцам ехать за тридевять земель, чтобы овладеть профессией таможенника?
— Российская таможенная академия — уникальный вуз. Приезжайте сами, посмотрите — вы будете удивлены всем: от проживания студентов и их досуга до учебы. Наши студенты питаются лучше, чем в кафе, но, может быть, чуть хуже, чем в ресторане.
— Чем питаются?
— Питание трехразовое, причем еду можно выбрать. Завтрак стоит 80 рублей. Обед состоит из четырех блюд и обходится в 150 рублей. Можно делать отдельные заказы и по меню.
— А обучение какое?
— Мне даже смешно говорить о том, что кто-то может составить нам конкуренцию. Это не высокомерие — мы действительно постоянно совершенствуемся.
Скоро откроем учебно-образовательный полигон, который представляет собой огромный ангар, начиненных техникой. Там будут два настоящих таможенных поста: пассажирский и грузовой. Все оборудование рабочее. Возле ангара будет площадка с самолетами, контейнерами и даже своеобразная баржа, чтобы студенты могли осваивать профессию наглядно.
У нас работает юридическая клиника. За последний учебный год было 186 судебных процессов, которые наши студенты провели под руководством опытного юриста. А сейчас открывается экономическая клиника, то есть реально действующая внешнеэкономическая компания, где студенты будут бесплатно консультировать всех желающих. Например, тех, кто хочет начать свое дело, ввозить или вывозить товары.
— Здорово! А сколько стоит обучение одного иностранного студента?
— Такие подсчеты я не веду. Зачем? Граждан дружественных стран, в частности, Кыргызстана, мы берем на бюджет — им не надо ни за что платить.
— Сегодня обсуждался вопрос о выделении 25 квот для кыргызстанцев. Как вы сами к этому относитесь?
Главный офис академии находится в Москве, но есть еще три филиала: в Санкт-Петербурге, Владивостоке и Ростове.
— Какой смысл для кыргызстанцев обучаться у вас, если российское законодательство отличается от местного?
— Россия и Кыргызстан являются членами ЕАЭС — значит, принципы работы таможенных служб у нас согласованы. Поэтому нельзя говорить, что люди, которые получили образование у нас, заточены только на работу в России. Мы даем базовое образование: есть дисциплины, которые характерны для всех вузов, и специальные. Различия в законах двух стран имеются, но незначительные. Это не мешает ребятам из Кыргызстана, получив образование у нас, вернуться на родину и быстро усвоить какие-то нюансы.
В академии есть три факультета: таможенного дела, экономический и юридический. Выпускается у нас, например, юрист — это полноценный специалист, который к тому же заточен под нужды таможенной службы.
— Вы заметили какие-то общие недостатки работников таможенных служб в странах СНГ?
— Говорить о недостатках я бы не стал. Хочется улучшить информационный фон. Что я имею в виду? Для всех граждан таможенник — это человек, которого надо бояться, от которого надо что-то прятать, и — не дай Бог! — он тебя поймает.
— Вы уже успели оценить работу кыргызстанских таможенников?
— Успел. Прилетел в республику позавчера, и меня встречали мои выпускники, действующие таможенники Кыргызстана. Нет ничего, за что я мог бы сделать им замечание! Встретили великолепно, все было как положено.