День третий
По-русски, вопреки предсказаниям, здесь говорят довольно сносно, старшее поколение так совсем свободно, с едва уловимым акцентом. Молодежь хорошо говорит на английском.
Решаем посетить знаменитую барахолку на Сухом мосту (почему он "сухой", местные ответить затруднялись) — это, оказывается, что-то вроде наших воскресных распродаж на Орто-Сайском, где бабульки продают вперемешку герань и бюсты товарища Сталина. Только раз в пятьдесят масштабнее — советского хлама тут просто видимо-невидимо.
Разговариваю с продавцом, спрашивает, откуда я. "О, Киргизия? Сейчас!" — восклицает он, и ныряет куда-то в гору бумаг. Достает старинную афишу фильма "Джамиля" и сияет как начищенный пятак: "Киргизия!". Удивляюсь: откуда она у него? Отвечает, что в советское время собирал киноафиши — хобби такое было. Друзья по переписке из разных стран присылали ему афиши со всего Союза.
Вот это романтика, не то что наши с вами интернеты, правда?
Кстати, дискомфорт от незнания грузинского я испытала лишь однажды — когда зашла в супермаркет прикупить домой соуса ткемали. Ценники оказались на грузинском, и этикетки тоже, был риск прихватить вместо ткемали какое-нибудь топленое масло. Но, на мою радость, грузины — люди исключительно отзывчивые и теплые и всегда готовы помочь другому, если он в недоумении.
Все еще находясь в поисках Стинга, в который раз замечаю на улицах родные азиатские лица. Спрашиваю у Кары (помните нашу землячку, переехавшую в Тбилиси?) — говорит, казахи очень любят приезжать в гости, многие даже остаются в Грузии жить. Ах да, кстати, и мы можем там жить тоже, были бы деньги. В Грузии гражданам Кыргызстана можно без визы находиться 360 дней. Можно ли представить большее гостеприимство?
И да, зимы там практически нет — по крайней мере, они даже не "переобувают" шины. Я поражена откровенными плюсами жизни в Грузии и начинаю подозревать, что что-то не так. Не может быть, чтобы все было так безоблачно. Каждый из моих друзей-знакомых, побывавший здесь, говорит, что хочет переехать, но никто почему-то еще не переехал. С подозрением начинаю искать во всем подвох, но пока не нахожу. Кара говорит, что там очень дорогое медицинское обслуживание, если нет страховки. И все, что ли?
День четвертый
Мы решили, что не слабаки, и сегодня в +38 поедем в Мцхету — это близкая к городу достопримечательность.
Центр Тбилиси изобилует франшизами и брендами, которые к нам в Бишкек не зайдут никогда. Вообще, мода здесь очень своеобразная. Женская обувь вся на плоском ходу, но часто на платформе. Горожанки очень любят облачаться в черное и злоупотреблять загаром. Много грузинских модных дизайнеров, да и в целом креативный класс чувствует себя комфортно — в городе на каждом шагу какие-то инсталляции, выставки, лекции. Заходим в нереальный по красоте и концепции отель Rooms Hotel, и на лестнице я сталкиваюсь лоб в лоб с Александром Арутюновым, одним из самых известных российских фэшн-фигур. Не Стинг, конечно, но тоже неплохо.
Главная удача дня — Кара знакомит меня с Дэвидом Маком. Только погуглив, осознаю всю величину этого человека — он рисует комиксы для Marvel! Залезаю к нему на фейсбук-страницу и обнаруживаю, что он работает с комиксами про Сорвиголову, дружит с Чаком Палаником и рисовал для сериала "Джессика Джонс". Дэвид тоже в Тбилиси в первый раз, читает здесь лекции по изобразительному искусству и даже разделяет с нами восторг от хинкали. Ах, эти чудесные истории, которые случаются с нами в путешествиях!
Едем на такси в Мцхету. По пути замечаю, что на горах множество православных крестов. Грузия — абсолютно христианская, и кресты здесь везде, выглядит это мистически прекрасно. Такси привозит нас в Джвари, монастырь VII века, и тут у нас начинается стандартный шок туриста: церковь, крепость, старый городок, храм, мощеные улочки, воздух… Об этом даже рассказывать тяжело, потому что ни фото, ни слова не передадут эти совершенно неведомые доселе ощущения от осознания величия истории и веков, о которых надо писать отдельно.
И, между прочим, я сама не люблю, когда какие-нибудь товарищи начинают сравнивать Кыргызстан с другими странами, а Бишкек с другими городами. Ей-богу, сравнение само рождается в голове. Каюсь. Как правило, оно всегда горькое и не в пользу родины, хотя изначальные данные в девяностых у наших стран были похожими: выход из Союза, постоянный кризис, зашкаливающая преступность, отсутствие электричества и воды… Сейчас я вижу абсолютно европейский город с нормальными, адекватными людьми и чистейшими улицами.
Почему же у Грузии получилось?..