БИШКЕК 18 июля – Sputnik. Бывший заместитель руководителя Министерства гражданской авиации СССР Олег Смирнов напомнил, что постепенное лишение МАК полномочий в России началось в конце 2015 года, когда премьер-министр Дмитрий Медведев распорядился передать функции комитета по сертификации самолетов и их деталей Росавиации, Минпромторгу и Минтрансу.
"После распада Советского Союза перед странами встал вопрос, что делать дальше. Нужно было обучать и переподготавливать пилотов, делить воздушное пространство, постоянно держать контакт с международными организациями. Подготовку правового поля, выработку авиационных правил, в том числе по обучению пилотов, инженеров и техников, а также сертификацию самолетов, аэродромов и расследование авиакатастроф взял на себя МАК СНГ. Его создание утвердили президенты всех республик. Этот орган давно не существовал бы, если бы не его прочная основа — ратификация всеми странами Содружества", — рассказал авиаэксперт.
По словам Смирнова, постепенно необходимость в МАК отпадала: государства-участники сами справляются с его полномочиями.
Парадоксальность ситуации эксперт объяснил тем, что сертификация — очень прибыльная сфера, где расчеты ведутся преимущественно в иностранной валюте.
"Все профессионалы едины во мнении, что от такого абсурда надо уходить. Мы твердили об этом больше 10 лет. Наконец в прошлом году было принято решение передать функции комитета по сертификации самолетов и их деталей Росавиации, Минпромторгу и Минтрансу", — заявил бывший замминистра.
Смирнов уверен, что это решение финансово обескровило МАК. Если комитет к тому же лишат полномочий по расследованию авиакатастроф, он просто перестанет существовать, считает эксперт.
"Меня и моих коллег смущает лишь то, что пока ни слова не сказано об альтернативе: кто будет заниматься расследованием ЧП на авиатранспорте вместо МАК? Ходили слухи о Министерстве обороны, но это абсолютно неверно. Минобороны и гражданская авиация не имеют ничего общего".
Выход из сложившейся ситуации один: создавать структуру для расследования авиапроисшествий "под крылом" правительства, уверен эксперт. Это, по его словам, обеспечит более высокую безопасность полетов.
В июне СМИ сообщили, что заместитель руководителя правительства РФ Аркадий Дворкович распорядился, чтобы "кабмин проработал передачу полномочий МАК СНГ по расследованию авиационных происшествий российским органам". Одновременно предлагается выход России из соглашений о гражданской авиации и об использовании воздушного пространства (от 1991 года), а также об условиях пребывания МАК на территории РФ (от 1995-го).