БИШКЕК, 26 июл — Sputnik. "Наводнения" в Бооомском ущелье происходят из-за отсутствия труб для отвода воды, сообщил агентству Sputnik Кыргызстан руководитель дорожного предприятия №32 Тынчтык Турдалиев.
В ущелье 1 и 18 июля на участке дороги Бишкек — Нарын — Торугарт из-за схода селевых потоков в результате ливневых дождей возникли серьезные затруднения в движении автотранспорта.
Путь всех туристов к озеру Иссык-Куль лежит через Боомское ущелье. Общая протяженность трассы, соединяющей Чуйскую, Нарынскую и Иссык-Кульскую области, составляет 539 километров. Она также является транзитной дорогой из пункта Кордай (Казахстан) до города Кашгар (север Китая), по которой можно добраться через Каракум в Пакистан и далее в порты Индийского океана.
По словам Турдалиева, дорожное полотно хорошего качества, но отсутствие системы подземных водосточных труб ставит дорожников в тупик.
"Мы уже замучились, вычерпывая воду лопатами. Те, кто составлял проект, не признают своей ошибки: дескать, раньше на этом месте не было труб, поэтому и мы их не предусмотрели. Но трубы здесь были. А представители China road махнули рукой, сказав "построили по вашему проекту, остальное — не наше дело", — заявил Турдалиев.
Он отметил, что при проектировании не проводились консультации со специалистами, которые досконально знают, где и в каком русле следовало установить водоотводные трубы.
По его мнению, проблему периодического затопления трассы можно решить, только установив водоотводные трубы.
Начальник управления МЧС по Иссык-Кульской области Замир Жумагазиев сообщил, что в результате затопления селем 18 июля на 134-144-м километрах дороги были разрушены три кафе.
"Специалисты говорят, что на этом участке не установлено водоотводное сооружение. Я и сам побывал на месте происшествия — там действительно нет труб", — сказал Жумагазиев.
Заместитель директора института "Кыргызтранспроект" Леван Алибегашвили опроверг мнение дорожников, заявив, что на указанном участке трассы трубы были установлены.
"Не знаю, кто и что там говорит, но водоотводные сооружения на участке со 134-го по 144-й километр должны быть. В проекте трубы указаны. Наш институт готовил проект, а Минтранс принимал дорогу. Ответы можете получить у них", — сказал Алибегашвили.
Представитель пресс-службы Министерства транспорта и дорог Бегайым Канат кызы заявила, что не может дать официальный ответ ведомства, так как большинство специалистов находятся в командировках. Тот факт, что в проекте были указаны трубы, подтвердил начальник департамента дорожного хозяйства Керимкул Бозалаев.
"Ранее на данном участке дороги трубы были. Они есть и в новом проекте. Чтобы выяснить, проложены они или нет на самом деле, создана комиссия. Это будет известно в скором времени", — сообщил Бозалаев.
Таким образом, пока не известно, кто виноват — компания China road или авторы проекта.
По мнению независимого эксперта Абая Алымкулова, для предупреждения дальнейших осложнений проект реконструкции дороги всегда необходимо отдавать на проверку специалистам из других стран.
"В данном случае сразу после возникновения спора Госэкотехинспекция должна была сама изучить вопрос и выдать заключение соответствующим органам. Но она закрыла глаза на ситуацию. Поэтому сейчас нужно отдать проект на проверку другим специалистам и довести дело до конца ", — сказал Алымкулов.
Он отметил, что теоретически ответственность за сложившуюся ситуацию должно нести Министерство транспорта и дорог.
В компании China Road отметили, что они строго соблюдали проект при строительстве дороги.