БИШКЕК, 3 авг — Sputnik. Европейско-российская санкционная война может либо прекратиться, либо существенно ослабнуть уже в 2017 году. А вот крымский вопрос решить будет куда сложнее, считает Геворг Мирзаян, научный сотрудник Института США и Канады РАН
Стрельба по своим ногам
Если посмотреть на ситуацию трезво и отстраненно, то санкционный подход изжил себя и больше не соответствует интересам Брюсселя.
Однако сейчас, спустя почти два года, даже самые отъявленные оптимисты вынуждены признать, что затея провалилась. И не просто провалилась, а серьезно подорвала позиции Запада в России.
Ключевой ошибкой был переход Евросоюза от персональных санкций к экономическим. Если санкции в отношении парламентариев и чиновников население в принципе поддержало (всем хочется, чтобы депутаты Госдумы жили в РФ и хранили тут свои активы), то меры, направленные на российскую экономику, россияне уже расценили не как удар по режиму, а как удар по всей стране. И вместо того, чтобы по примеру жителей Югославии капитулировать перед угрозой силы, они лишь сплотились вокруг Кремля.
Более того, экономические санкции серьезно ударили по российскому среднему классу — силе, которая, в соответствии с классическими социологическими теориями, должна была принуждать власть демократизировать и либерализировать жизнь в стране. То есть реализовывать долгосрочную европейскую задачу по трансформации российского режима.
Теоретически сохранять санкции и продолжать подрыв европейских позиций в России можно было бы ради сохранения позиций на Украине. Но лишь в том случае, если бы украинский эксперимент представлял серьезную ценность. Например, являлся неким "маяком прогресса" и трамплином для дальнейшего проникновения европейских ценностей в регион, прежде всего в Россию.
Однако постмайданная Украина превратилась в один из самых эффективных примеров дискредитации этих ценностей в частности и политики ЕС на постсоветском пространстве в целом.
Переориентация с России на Европу не только привела к серьезнейшему экономическому спаду на Украине. Пришедшие к власти проевропейские элиты оказались в разы неэффективнее и коррупционнее чем те, что были при Януковиче. Они чуть ли не ультимативно требуют от Евросоюза постоянных финансовых вливаний, отказываясь при этом от проведения необходимых экономических и социальных преобразований в стране. Фактически Украина уже давно превратилась из европейского актива в пассив — и крест.
Некому решать
Да, чисто теоретически та же Франция и Германия могли бы "продавить" несогласных и заставить их отказаться от персональных фобий в угоду общеевропейским интересам, однако тут всплывает еще одна проблема. В ЕС не осталось лидеров, способных на такого рода решения.
Ведь чисто теоретически для снятия санкционного режима достаточно наличия лишь одной страны, которая в момент принятия решения о продлении санкций откажется голосовать "за". Но Франция голосует, поскольку смотрит в рот Германии, а Германия голосует, потому что Ангела Меркель давным-давно потеряла вожжи управления европейской каретой. Она не может ни решить вопрос с беженцами, ни популяризировать проект евроинтеграции среди населения стран Евросоюза, ни даже принудить тех же поляков отказаться от спорного и, по мнению ЕС, антидемократичного закона о реформе конституционного суда. Неудивительно, что она предпочла пустить санкционные вопросы на самотек, то есть сохранять нынешнее статус-кво, отказываясь от прогресса в угоду стабильности.
Новые лидеры, новые проблемы
Впрочем, в 2017 году ситуация вполне может сдвинуться с мертвой точки. Причин для оптимизма несколько. Прежде всего пройдут президентские выборы во Франции и парламентские в Германии. По их итогам к власти в этих двух важнейших странах ЕС могут прийти новые лидеры, которые наконец-то займутся решением реальных проблем, стоящих перед единой Европой: ситуация с беженцами, исламским экстремизмом, бурлящей Северной Африкой и, естественно, капитальным ремонтом концепции единой Европы.
В то же время в Европе усиливается пессимизм в отношении Украины. Киевский режим продолжает радикализироваться, вводить ситуацию в очередное революционное пике и отказываться выполнять требования Евросоюза по проведению внутренних реформ. Неудивительно, что с каждым месяцем позиция Запада (и даже Польши, оскорбленной героизацией Киевом организаторов Волынской резни) в отношении украинских властей становится все более жесткой. Ряд иностранных СМИ уже написали, что в 2017 году Европа накажет Украину за непослушание либо отказом от продления антироссийских санкций, либо их серьезным смягчением.
Даже формальный повод для этого искать не надо — достаточно лишь снять "украинские очки" и признать, что Минские соглашения срывает не Москва, а Киев. В этой ситуации вопрос о соблюдении европейской солидарности может отойти на второй план и даже вообще не учитываться в том случае, если новые европейские лидеры займутся углублением евроинтеграции.
Крым-чей
Да, на пути нормализации российско-европейских отношений продолжит стоять ситуация с Крымом. Однако особых проблем тут быть не должно. К Крыму привязаны в основном персональные санкции, и никто из россиян (кроме, естественно, подпадающих под эти санкции чиновников, общественных деятелей и депутатов) не обидится, если они будут продолжать действовать еще какое-то время.
Однако на такой вариант пока не согласны не только в Евросоюзе, но и в России. В Кремле считают, что второй референдум станет признанием нелегитимности первого. Что, конечно, неверно — та же Шотландия сейчас хочет проводить повторный плебесцит о независимости, признавая легитимность первого.
Пока ни Москва, ни Брюссель не готовы к такого рода переговорам — сначала им надо снять экономические санкции.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.