БИШКЕК, 5 авг — Sputnik. Международный день светофора в мире ежегодно отмечается 5 августа — когда был установлен первый электрический светофор, предшественник современных устройств.
Sputnik Грузия предлагает материал о создании, об истории и интересных фактах помощника в дорожном движении.
Что такое светофор
Светофор — компактный автоматический регулировщик дорожного движения. Это механизм, оснащенный функцией оптической сигнализации, нередко со звуковым сопровождением, который используется для автоматического регулирования всех участников дорожного движения — пешеходов, велосипедистов и любых транспортных средств. Его также используют в море и на железных дорогах.
Слово "светофор" образовано от русского "свет" и греческого "форос" — "несущий". Трехглазый помощник избавил человечество от необходимости постоянно дежурить на сложных перекрестках дорог.
Не три, а два
Первый прототип современного регулирующего устройства мир увидел ровно 102 года назад.
Официально считается, что он был установлен в американском городе Кливленде в 1914 году. Отцом того изобретения стал инженер Джеймс Хог. Древний аппарат был двухцветным — красный и зеленый, а переключение цветов сопровождал звуковой сигнал.
До американского инженера подобную аппаратуру создал также американец Лестер Вайр. Его вариант искусственного постового тоже работал от электрической сети, имел два световых сигнала — соответственно зеленого и красного цветов, но, правда, без звука.
Это устройство вполне могло украсить американские улицы вместо появившегося два года спустя "музыкального" светофора, однако проект не получил, к сожалению, патента.
В истории светофора упоминают также имя афроамериканского изобретателя Гаррета Моргана. Говорят, что он изобрел устройство оригинальной конструкции, увидев столкновение автомобиля и конного экипажа.
Красный, желтый, зеленый
Первые трехцветные светофоры с использованием желтого сигнала установили в 1920 году в Детройте и Нью-Йорке. Авторами изобретения были Уильям Поттс и Джон Ф. Харрис. В Европе первые светофоры появились в 1922 году во Франции, и только потом во всех остальных государствах. В Великобритании новшество украсило проспекты лишь пять лет спустя.
Первый в СССР
Первый светофор в СССР установили 15 января 1930 года в Ленинграде, на пересечении Невского и Литейного проспектов. А в Москве он появился 30 декабря того же года на углу улиц Петровка и Кузнецкий мост. Позже, в 1932 году, такой же светофор установили на пересечении Кузнецкого моста и улицы Неглинной.
Установка обоих этих светофоров носила экспериментальный характер. И только к концу 1933 года, когда эксперимент был признан удачным, установили около ста светофоров по всей Москве.
Третьим городом России, где начал работать автоматический регулировщик, стал Ростов-на-Дону. В столице Грузии первый светофор смонтировали в 1932 году на пересечении проспекта Руставели с улицей Александра Чавчавадзе.
Скоро юбилей
Светофор в Бишкеке (Фрунзе) появился в 1952 году на перекрестке проспекта Сталина (нынешний проспект Чуй) и улицы Первомайской (Раззакова). Таким образом, в следующем году бишкекские светофоры отметят юбилей — 65 лет!
В настоящее время по Бишкеку работает 226 светофоров, из которых 142 — ламповые, 76 — светодиодные и 8 — вызывные пешеходные.
Из них 43 регулирующих устройства имеют табло обратного отсчета, а на 24 установлены звукосигнальные устройства. Кроме этого, в городе установлено 100 пешеходных светофоров, из которых 39 — ламповые и 61 — светодиодные.
Мэрией столицы предусмотрена установка 12 новых светофорных объектов на улицах и в жилых массивах города, 16 дополнительных секций, а на 13 перекрестках — звукосигнальных устройств.
Занимательно — 13-глазый, синий и девушка с косичками
В Лондоне есть памятник светофору, который выглядит как целое светофорное дерево. Свой памятник устройству есть и в России, он находится в Новосибирске. Скульптурная композиция составлена из светофора и приветствующего его автоинспектора.
В Японии первоначально вместо зеленого света в аппарате использовался синий. Так продолжалось несколько десятков лет. Однако исследования показали, что человеческий глаз воспринимает синий цвет хуже, чем зеленый. Поэтому сегодня на улицах Страны восходящего солнца роль электронного постового выполняют классические светофоры.
Столица Германии тоже выделилась в "светофорной" среде. Берлин примечателен тем, что там имеется регулирующее устройство, показывающее 13 сигналов вместо обычных двух-трех. Ориентироваться на показания подобного светофора и водителям, и пешеходам очень трудно.
В Северной Корее светофоры появились несколько лет назад, до этого роль электронного устройства выполняли девушки-регулировщицы. Подобного нет и не было ни в одной стране. Поэтому корейские постовые женского пола считались одной из достопримечательностей КНДР.
В Рио-де-Жанейро криминогенная обстановка считается неблагополучной, поэтому с 10 вечера и до 5 утра водители могут проезжать на красный свет, чтобы избежать возможного ограбления.
Материал подготовлен на основе открытых источников