Милиционер был отпущен, но предварительно оштрафован кыргызской милицией. Кыргызстан также потребовал объяснений по высадке сотрудников МВД Узбекистана, а также их незамедлительного спуска с территории участка пока несогласованного между двумя странами.
После задержания работников радиорелейной станции Кыргызстана ГПС потребовала вернуть их на родину.
Взгляд снаружи…
Политолог, завотделом Средней Азии и Казахстана Института СНГ Андрей Грозин считает, что страшен не сам факт напряженности на кыргызско-узбекской границе, а привычное отношение к этому.
"Посудите сами. Конфликтные ситуации возникают с пугающей периодичностью. Если на заре независимости это были скоротечные стычки на бытовом уровне, то сейчас они сопровождаются участием силовых структур. Помимо этого, настораживает увеличение продолжительности напряжения", — сказал Грозин.
Он отметил, что привычка иметь под боком неразрешенную проблему чревата опасностью получить локальный конфликт, подобный приграничным войнам в Африке.
По мнению политолога, вступление Кыргызстана в ЕАЭС по определению должно было ускорить процесс делимитации и демаркации границ, так как кыргызские границы стали и внешними границами интеграционного союза.
"Пока этот процесс, к сожалению, не сдвинулся. Но если Таджикистан решит вступить в ЕАЭС, то и приграничный вопрос снимется автоматически. Сложнее с Узбекистаном — и здесь требуется решение только на высоком уровне", — сказал эксперт.
Он отметил, что в случае гипотетического конфликта миротворцы стран ОДКБ, несомненно, будут участвовать в урегулировании, но не пытаясь вмешиваться во внутренние дела стран.
"В то же время Россия сделает все, чтобы погасить "искру раздора", и это стоит во главе прежде всего ее национального интереса в обеспечении безопасности в регионе", — сказал политолог.
Грозин подчеркнул, что только добрая воля обеих сторон может стать началом процесса нормализации ситуации на границе двух стран.
…и изнутри
По мнению кыргызского политолога Марса Сариева, ситуация на Ункур-Тоо и других спорных участках не перейдет в острую фазу и будет продолжаться в вялотекущей форме, периодически возбуждая "тихое болото" политического бомонда.
"Здесь надо знать, что территория не будет принадлежать той или другой стороне без подписания соответствующих документов на высоком уровне. Но в реальности рабочие соглашения, достигнутые предыдущим руководством, усложнят процесс. Другого выхода, кроме как решать все за столом переговоров, нет", — сказал Сариев.
По его мнению, напряженность на границе с РУз — результат недальновидной и слабой внешнеполитической деятельности властей Кыргызстана на протяжении 25 лет.
"Очевидно, что процесс делимитации и демаркации границ вынужденно затягивается руководством страны. Договоры предполагают обмен или передачу тех или иных участков, что приводит к недовольству народа. За это уже поплатился Акаев, урегулировав границы с Китаем", — сказал Сариев.
"Да, вопрос сложный, и только политическая воля способна сдвинуть с мертвой точки приграничный вопрос. Пойдет ли Атамбаев на непопулярные меры — неизвестно, но в преддверии президентских выборов сложностями в стране, несомненно, воспользуются его оппоненты", — сказал Сариев.
Он подчеркнул, что, как бы там ни было, он надеется на мирное урегулирование ситуации и продолжение переговоров в конструктивном русле.
Мнение силовика
Руководитель Ассамблеи народа Кыргызстана Токон Мамытов, ранее занимавший пост вице-премьера Кыргызстана по силовому блоку, пояснил, что надо очень осторожно высказываться по вопросам границ.
"Это очень щепетильная тема, и она требует тщательной проработки. То, что президент поручил сделать анализ всех когда-либо подписанных протоколов, — очень важный момент. На основе этих данных будет вестись дальнейшая работа. Но она реально сложнее, чем представляется обывателю", — сказал Мамытов.
Он отметил, что ситуация вокруг Ункур-Тоо требует прежде всего выдержки и работы в правовом поле, и советует ура-патриотам воздержаться от необдуманных действий.
Де-факто
С Таджикистаном Кыргызстан имеет общую границу длиной 970,8 километра, из которых согласовано только 519, оставшийся 451 километр так и остается спорным.