Официальная статистика говорит, что отечественная швейная отрасль переживает не лучшие времена. За нынешние полгода российским и казахским бизнесменам продали в 27 раз меньше одежды, чем за такой же период 2015-го.
Если раньше доход от продажи одежды в страны СНГ превышал 40 миллионов долларов за полгода, то теперь эта цифра скатилась до 1,4 миллиона.
По словам главы комитета легкой промышленности бизнес-ассоциации ЖИА Амира Закирова, главной причиной падения в отрасли стало обесценение тенге и рубля к сому.
"Из-за того что сом оказался более устойчивой валютой, бизнесменам из соседних стран стало слишком дорого закупать кыргызстанские платья и блузки", — отметил он.
Кроме того, по словам Закирова, на финансовые возможности модниц стран СНГ повлиял мировой кризис. Впрочем, общая удручающая обстановка не мешает некоторым кыргызстанским бизнесменам неплохо зарабатывать и развиваться.
Секрет успеха Жаннат Каримовой: на интернет-рынках есть деньги и нет толкотни
Руководитель швейного предприятия Guka Jalie Жаннат Каримова утверждает, что "мертвых" сезонов в ее бизнесе не бывает: цех завален заказами из стран Содружества!
"В 90-х наши швейники надеялись лишь на "Дордой". Мы вовремя осознали, что это путь в никуда, и стали развиваться через Интернет, создали колл-центр, разработали стандарты обслуживания клиентов", — рассказала Каримова.
Помимо технологичного рынка сбыта, прогресс изменил и сам процесс изготовления платья или брюк. Например, ткань теперь раскраивает не работница с ножницами, а компьютер.
"Это раньше можно было отшить одну и ту же юбку с торчащими нитками в огромном количестве. Теперь покупатель не хочет платить деньги за что попало", — отметила Каримова.
"Я могу с этим поспорить. Наша продукция уже вовсю конкурирует с турецкой, белорусской. Сейчас Бишкек выпускает одежду высокого качества. Мы налаживаем связи с фабриками, которые изготавливают ткань, сырье, фурнитуру. Это уже не какой-то рынок ширпотреба, где отшивают абы как", — подчеркнула бизнесвумен.
Секрет успеха Эльгизы Бекеновой: как на модном показе, только цены адекватные
Основательница бренда одежды Yummy! Эльгиза Бекенова утверждает, что всего лишь заняла пустующую нишу.
"В Кыргызстане очень много красивых женщин, которые следят за модой. Но на витринах до недавнего времени была либо одежда очень низкого качества, либо известные бренды, которые перепродавались втридорога", — рассказала Бекенова.
По словам бизнесвумен, главный принцип бренда — сэкономить на всем, что не влияет на качество товара, чтобы готовая одежда оставалась по карману покупательницам. Основательница бренда даже не обзавелась рабочим местом, чтобы не переплачивать за аренду лишних квадратных метров.
"Произведенное в Кыргызстане не должно быть дорогим. Мы не нефтяная страна, которая зарабатывает огромные деньги на природных ресурсах. У нас люди сами зарабатывают себе на жизнь и хотят адекватно их тратить", — отметила она.
Секрет успеха Татьяны Сергиенко: платья для женщин, а не для вешалок!
Директор интернет-магазина Odejda.kg Татьяна Сергиенко отмечает, что экономический кризис не остался незамеченным, однако колоссальных потерь компании удалось избежать.
"Мы вовремя ушли в Интернет. Россияне уже не хотят тратить деньги и время, чтобы приехать на "Дордой" и выбрать модели, теперь они делают это онлайн", — рассказала Татьяна Сергиенко.
"Все-таки китайская одежда предназначена для низкорослых, миниатюрных девушек. В странах СНГ женщины высокие, полные. Мы как раз и шьем одежду больших размеров, которая бы удовлетворяла их запросы", — подчеркнула Сергиенко.
Почему наши швейники могут всех победить?
По словам директора Ассоциации предприятий легкой промышленности КР "Легпром" Фархада Тологонова, отечественные швейники уже вовсю получают выгоду от вступления Кыргызстана в ЕАЭС.
"После вступления страны в союз стоимость ткани, ввозимой в Кыргызстан, повысилась всего на 7-8 процентов. Вместе с тем исчезли таможенные процедуры на границе, и доставка товаров в Россию стала короче на один день" — отметил Тологонов.
По его словам, перевозчики снизили на 50 процентов и стоимость доставки одежды из Кыргызстана в Россию.
Глава комитета легкой промышленности ЖИА Амир Закиров подчеркнул, что покупатели стран СНГ все чаще предпочитают рынкам недорогие сетевые магазины, однако кыргызстанские товары там практически не представлены.
"Мы технологически еще пока к этому не готовы. У нас проблемы с качеством, со сроками, с сервисом", — посетовал Закиров.
"Нужно привести клиента в шоурум, усадить его в хорошее кресло, принести кофе. Для него надо устроить показ моделей и предложить разные коллекции. У нас этого пока нет", — подытожил Закиров.
По подсчетам экспертов, швейная отрасль может обеспечить рабочим местом каждого третьего кыргызстанца: у отечественных юбок и платьев есть будущее и в странах СНГ, и в Европе.