Дмитрий Косырев, политический обозреватель МИА "Россия сегодня"
Наша прелесть
Начиналось все с видео — фигурирующий в нем некто Мэтт Либерман показывает, что гугловский поиск выдает очень странные и слишком комплиментарные для кандидата от демократов подсказки, а этого никак не может быть случайно. И еще в этом видео есть объяснение того, почему это так: обрисовываются давние связи владельцев именно этой компании с партией демократов, лично с семьей Клинтонов, а также с Пентагоном, и т.д. Да, вы можете это видео посмотреть.
Речь здесь о вроде бы маленькой и приятной штуке, называемой autocomplete, или автоподсказкой, которая всего-то нужна для экономии нашего времени при поиске. Начинаете вы печатать запрос "пушкин п", а поиск уже угадывает ваше желание, дописывает: "поэт" (а не одноименный город). Но если вы продолжаете так: "пушкин пис…", то вам подскажут не "писатель", а "письма к жене". По той простой причине, что большая часть запросов идет именно на этот предмет. Хотя строчкой ниже выскочат и другие варианты подсказок.
Это я, естественно, объясняю в пересказе на русский, но история подлинная. В английском варианте речь шла о предъявлении Хиллари обвинений (indictment), а Google уводил ищущего куда угодно, вплоть до отношений ее с Индией.
Почему этого не может быть: потому что автоподсказка должна работать тупо и автоматически. Если большая часть людей сегодня ищет что-то насчет преступления Хиллари и никому не интересны ее взаимоотношения с Индией, то функция должна учитывать это в режиме реального времени и соответственно реагировать. Кстати, в других поисковиках — Bing или Yahoo — все было нормально. А у гугловцев — нет.
Вывод один: кто-то в корпорации помогает Хиллари вручную или создав соответствующую программу.
Кстати, догадайтесь, какие подсказки выдавались именно гугловцами в отношении не только Дональда Трампа, но даже Берни Сандерса — демократического соперника Клинтон.
Скандал этот вспыхнул еще весной, но корпорация Google заявила, что ничего подобного не было, кому-то приснилось. И все затихло.
И тут оказывается, что все это время работала исследовательская группа, которая доказала: все было не просто так, а гораздо хуже, чем думали.
Была проблема с тем, чтобы поймать мошенников за руку, найти доказательства. Дело в том, что информационная картина все время меняется, надо успевать зафиксировать то, что вызывает у тебя подозрения. И еще — поисковые системы держат всех и каждого под колпаком, анализируют, какие запросы этот конкретный человек (компьютер) делает, и потом подстраивают под эти запросы свою автоподсказку. В итоге в каждый момент у каждого человека на экранах все разное.
Кстати, Эпстайн — тот человек, на основании чьей еще прошлогодней работы снял свое видео Мэтт Либерман. А еще Эпстайн доктор психологии — психологии человеческого поведения. Поэтому он не только ловит Google за руку, но и квалифицированно выясняет, какими могут быть последствия подобных "подсказок" для поведения тех или иных групп избирателей.
Наука — дело долгое, Эпстайн собирался выпустить свое расследование зимой. Но, понимая, что президентские выборы — в ноябре, публикует доклад сейчас.
Это большой документ, надо читать его целиком, но там говорится, например, что гугловские игры могут повлиять на решение трех миллионов избирателей, за кого голосовать. Это очень много в нынешней американской подвешенной ситуации.
Речь идет о тех, кто сначала не мог принять решение и понадеялся на Интернет, на то, что он сделает человека более информированным. В некоторые социологических группах так можно повлиять на 80 процентов их состава.
Еще доказывается вне всяких сомнений, как подсказки объясняли публике, что "Хиллари выигрывает", "Хиллари великолепна", что нагуглить знаменитое словосочетание "Хиллари — жулик" (crooked) без боя невозможно, что ответ на запрос "когда выборы?" сопровождается известно чьей фотографией…
Не преступление
Но все это были еще пустяки. А вот дополнительные выводы этого исследования: существует "манипуляционный эффект поисковых систем" (SEME), то есть подсказки водят вас по поиску, "как пса на поводке". Особенно с учетом того, что это уже не "опция", вы не можете отключить такую функцию, разработчики об этом позаботились. И чем бы ни была автоподсказка раньше, "сейчас ее главная функция — манипулировать" (сознанием и поведением людей).
И это касается не только американских выборов. Предварительный доклад напоминает нам, что "поскольку у Google 90 процентов поисковых возможностей по всему миру… мы считаем, что SEME определял итог 25 процентов выборов по всему миру в последние годы, и влияние его на выборы растет с каждым годом". Вспомним, как продвигала госсекретарь Хиллари Клинтон "свободу Интернета" в глобальном масштабе…
Так что речь уже не только о ней, и не об исходе нынешних выборов. Скандал имеет все шансы выйти за пределы США и стать именно глобальным.
То, что делает Google, — не преступление. Законов против этого нет (как их сформулировать?). Манипуляция сознанием пока юридически мошенничеством не считается. Но вспомним, что речь идет только об одной функции, всего лишь автопоиске, а сколько их там еще…