Сегодня утром, испив кофейку и закусив его яичницей, я сидела на кухне и, поглядывая в окно на осеннюю улицу, думала, как бы подзаработать. Нисколько не удивлюсь, если о том же думали и мои подружки, с которыми я накануне обсуждала свои финансовые проблемы.
А потом я вспомнила, что совсем недавно депутаты Жогорку Кенеша придумали для честных людей отличную возможность подзаработать. Всего-то дел — вовремя сообщать, как красиво сформулировали наши законодатели, "о коррупционных правонарушениях". И, что радостно, за это нехитрое действо, согласно законопроекту, придуманному бывшим генпрокурором, активисту предлагается платить 30 процентов от суммы возможного, но предотвращенного коррупционного преступления. Это даже больше, чем причитается гражданам за найденный клад — государство отдает археологам-любителям максимум четверть стоимости находки.
В моем воображении сразу нарисовалась картина, как я нахожу коррупционера, который, например, берет у честного человека взятку в миллион долларов. Я быстренько сообщаю об этом куда надо — и вот уже мне перед телекамерами торжественно вручают долю в 300 тысяч… Не знаю, как вам, а мне на приближающуюся зиму хватило бы.
Работенка, как видится, не пыльная, но, думаю, опасная. Ведь у долларовых хапуг наверняка найдутся подельники, которые даже за половину обещанной шабашки могут отбить во мне все лучшее, в том числе огромное желание выводить коррупционеров на чистую воду.
Кстати, в законе, оказывается, предусмотрена и норма для предотвращения гонений в отношении служащего, который сообщил о коррупции: его нельзя уволить с работы в течение трех лет. Хотя трудно сказать, как он будет работать в коллективе, где все будут называть его "стукачом" (отношение к таким честным людям у нас пока не совсем благожелательное). Поэтому лучше дать ему большую премию, выходное пособие и направить в другое коррупционное ведомство — пусть он там, как агент под прикрытием, пресекает преступления. Я тоже не хотела бы стоять в стороне от важного и большого дела — искоренения коррупции, но нас, простых людей, никто защищать не поспешит. Скорее, как я уже предположила, наоборот.
Кстати, а если нехорошее дело уже свершилось, но информация о нем придет с запозданием? Получит ли премию "стукнувший" гражданин? Об этом пока ничего не говорится. Хотя недавно один очень бдительный товарищ рассказал всей стране о сделках "больших людей" по купле-продаже земли. Суммы называл миллионные. Мне любопытно, он это все в надежде на премию наговорил или просто из любви к законности?