Как грузчик стал вице-мэром Бишкека, или Срочно купите смартфон своей бабуле

© Фото / пресс-служба мэрии БишкекаАрхивное фото вице-мэра Бишкека Геннадия Милицкого
Архивное фото вице-мэра Бишкека Геннадия Милицкого - Sputnik Кыргызстан
Подписаться
Корреспондент Sputnik Кыргызстан Асель Минбаева из разговора с вице-мэром Бишкека Геннадием Милицким узнала три полезные вещи. Первое — столица могла легко остаться без троллейбусов. Второе — иностранцы считают, что 10 сомов за проезд — это смешно. Третье — к грузчикам надо относиться уважительно. Мало ли…
Вице-мэр Бишкека: скоро вы сможете отследить движение автобуса по смартфону

Представьте: вы просыпаетесь, встаете с кровати, чистите зубы, завтракаете. А потом смотрите по Интернету, успеваете ли еще поиграть с котом или автобус вот-вот подъедет и лучше оставить это мохнатое чудище без "злой руки". 

Уже в автобусе проверяете почту по Wi-Fi и смотрите забавный ролик по YouТube. Кстати, платите за проезд копейки, ведь автобус работает на метане. Фантастика? Не-а. 

Я поговорила с вице-мэром Геннадием Милицким. Трудно представить себе человека, который знает больше об общественном транспорте Бишкека. 

— Вашу биографию очень легко найти в открытых источниках, и вашим первым местом работы значится такое предприятие, как "Кыргызмебель". Вы там были транспортировщиком. По-простому это что такое – грузчик?

— Сразу после окончания школы родители сказали: "Хочешь узнать, как зарабатывают деньги?" и устроили меня грузчиком на мебельную фабрику. 

Был там такой стульевой цех, я должен был грузить пакеты по 10 стульев, затем отвозить их на склад и разгружать. Так я работал полгода между школой и армией. 

— А зачем вы пошли служить? Наша молодежь готова пойти куда угодно, только не в армию.

Директор муниципального предприятия Тазалык Сарпашев Рыспек Анакович во время интервью. Архивное фото - Sputnik Кыргызстан
Бишкекчане избивают дворников за просьбу не сорить — глава "Тазалыка"
— Тогда все было немножко по-другому. Не пойти в армию считалось даже унижением. Это не просто слова. Я служил в ВДВ, у нас была бригада специального назначения, поэтому можно сказать, что я прошел хорошую жизненную школу. 

После этого отработал в особом конструкторском бюро Института космических исследований. Там я был сначала слесарем, потом мастером, инженером, технологом. Все ступеньки прошел.

— Как вы стали работать в Бишкекском троллейбусном управлении? Я бы туда не пошла ни за какие коврижки, тем более главным инженером. Дело даже не в том, что меня и не позовут, просто представляю, как вам приходилось извращаться, чтобы эта груда старого металла как-то ездила. Я ведь себе верно ситуацию представляю?

— Я не могу осуждать руководителей. Нужно, наоборот, сказать им спасибо. В середине 2000-х городского транспорта как такового не было. Тогда каждый день на дороги выезжало порядка 50 троллейбусов и два муниципальных автобуса. Остальной транспорт был частным. 

© Фото / пресс-служба мэрии БишкекаВице-мэр Бишкека Геннадий Милицкий: муниципальный транспорт нужен! Просто необходим! Сейчас мы перевозим бесплатно пять категорий льготников – это пенсионеры, инвалиды, дети
Вице-мэр Бишкека Геннадий Милицкий - Sputnik Кыргызстан
Вице-мэр Бишкека Геннадий Милицкий: муниципальный транспорт нужен! Просто необходим! Сейчас мы перевозим бесплатно пять категорий льготников – это пенсионеры, инвалиды, дети

Мне предложили сначала должность главного инженера троллейбусного управления, а затем начальника, на которой я проработал более восьми лет.

Мы сохранили всю технологическую цепочку, приобрели первую партию троллейбусов, можно сказать, поднялись с колен. На сегодня ситуация такова: это здоровое муниципальное предприятие, на котором работают почти тысяча человек. Сейчас планируем приобрести еще 50 троллейбусов.

— Выживает сильнейший, верно? Если городской транспорт убыточный и нуждается в постоянных денежных вливаниях из бюджета, то нужен ли он нам вообще?

— Муниципальный транспорт нужен! Просто необходим! Сейчас мы перевозим бесплатно пять категорий льготников – это пенсионеры, инвалиды, дети.

— Несколько лет назад планировали ввести новую систему: убрать с центральных улиц все маршрутки и заменить их троллейбусами и автобусами, чтобы не было пробок. Это все еще живо?

Архивное фото бумажной вырезки Палец вверх - Sputnik Кыргызстан
Как эффективно бухтеть в соцсетях: госорганы Кыргызстана осваивают Фейсбук
— Что значит "ввести"? На сегодня у нас 41 частная фирма. Вместе они обслуживают 118 маршрутов. Посчитайте количество новостроек: мы только два года как смогли практически удовлетворить потребность бишкекчан в общественном транспорте. Сейчас маршрутки ездят везде: они осуществляют 80 процентов всех перевозок.

Чтобы их убрать, нужен альтернативный вид транспорта. Мы проанализировали ситуацию: чтобы на улицах ездило 80 процентов автобусов и троллейбусов и только 20 процентов маршруток, необходимо привезти порядка 800 автобусов! 

Арифметика тут простая: каждый автобус стоит порядка 70-80 тысяч долларов. Конечно, в бюджете таких денег нет. 

— А частные компании не хотят возить нас на автобусах, а не на маршрутках?

— У нас состоится конкурс, и мы просим, чтобы в нем принимали участие фирмы, у которых не только маршрутки, но и автобусы. В принципе есть желающие поучаствовать в отборе. 

Но при тарифе за проезд 8 сомов это довольно проблематично. Полгода назад я специально договаривался с минским заводом: сюда привезли образец автобуса, пригласили наших перевозчиков и предложили им приобрести автобусы в лизинг. 

Сначала эта идея была принята на ура, но когда подсчитали затраты и прибыль, то отказались от нее. 

Ко мне приезжали предприниматели из Южной Кореи, которые осуществляют перевозки в Ташкенте. Когда они узнали, что у нас тариф за проезд 10 сомов, тоже отказались. 

Стоимость перевозки в Ташкенте стоит 23 сома, в Алматы тоже порядка 26 сомов. Для нас это очень много. 

— 10 сомов — копейки, это факт. Но, с другой стороны, маршрутки набиваются до состояния "и все-таки она резиновая", и кресла убираются, чтобы больше людей вместилось. Может, есть какая-то оптимальная цена за проезд, при которой и волки сыты, и овцы целы?

— Мы платим 8 сомов за муниципальный транспорт и 10 за частный, но понимаем, что сегодня увеличить стоимость проезда не можем. Как семьи будут двоих-троих детей отправлять в школу?

— Ходят слухи, что маршруточники якобы подпольные миллионеры, что они своими десятисомовыми монетками состояния зарабатывают. 

— Я не исключаю, что есть маршруты, на которых получают неплохую прибыль. Но есть и такие, где особо не жируют, водитель на них получает 15-20 тысяч сомов, при этом подвергая себя опасности. 

© Фото / пресс-служба мэрии БишкекаВице-мэр Бишкека Геннадий Милицкий: сейчас мы заключили меморандум, что "Газпром" построит автозаправку на метане. Автобусы, которые ездят на газе, — уже ближайшее будущее. Это не только экологически чистый, но и более дешевый вид транспорта: себестоимость проезда будет процентов на тридцать дешевле
Вице-мэр Бишкека Геннадий Милицкий - Sputnik Кыргызстан
Вице-мэр Бишкека Геннадий Милицкий: сейчас мы заключили меморандум, что "Газпром" построит автозаправку на метане. Автобусы, которые ездят на газе, — уже ближайшее будущее. Это не только экологически чистый, но и более дешевый вид транспорта: себестоимость проезда будет процентов на тридцать дешевле

— Буквально на прошлой неделе произошла крупная авария, из-за которой пострадавшей женщине – пассажирке маршрутки пришлось ампутировать руку. Конечно, нельзя обвинять водителя огульно, заключения компетентных органов еще нет. Однако в городе маршруточники ведут себя отвратительно. 

Бизнесмен из Балыкчи Иссык-Кульской области Тимур Ынтымаков - Sputnik Кыргызстан
История грузчика с Ошского рынка, который учит людей делать деньги
— К великому сожалению, автомашина "Мерседес-Бенц", которая ехала по 138-му маршруту, на пересечении проспекта Шабдан Баатыра и улицы Горького на сложном перекрестке попала в аварию. Случилась беда. Девять пассажиров были в машине, шестеро госпитализированы, трое получили серьезные травмы. 

Но обвинять кого-то заранее, как вы правильно сказали, не будем. Меры будут приняты, вплоть до того, что за такие серьезные аварии начнем лишать лицензий.

— Может, их заранее надо лишать лицензии? То, что простительно обычному водителю, непростительно человеку, который отвечает за жизни 20 пассажиров. 

— Зимой проведем конкурс, и перевозчики об этом знают. Да, после этого будут составлены договоры, в которых все это четко пропишем. За три серьезных нарушения будем отзывать лицензию. 

Сейчас идет какой-то, не могу сказать "саботаж", но есть вещи, которые мы должны еще раз обсудить. 

— Несколько лет назад шел разговор о том, чтобы оборудовать общественный транспорт GPS-навигаторами. Это же очень удобно: ты можешь посмотреть по "сотке", когда подойдет троллейбус. Дождемся?

Как менялась столица последние 80 лет. Архивные фото - Sputnik Кыргызстан
Нерассказанная история Бишкека: архивные фото и признания архитекторов
— Я стал суеверным, но скажу. У меня есть договоренности с фирмами, которые уже занимаются этим делом. Думаю, что установим в октябре навигаторы на всех автобусах и троллейбусах.

До октября также планируем закончить работу по установке беспроводного Интернета. Сейчас у нас есть Wi-Fi на восьми троллейбусах. Я уже боюсь опережать события, но коль уж мы завели разговор, то теперь на мне двойная ответственность, чтобы в конце октября это все работало.

— Здорово! А какие еще нововведения нас ждут?

— Сейчас мы заключили меморандум, что "Газпром" построит автозаправку на метане. Автобусы, которые ездят на газе, — уже ближайшее будущее. Это не только экологически чистый, но и более дешевый вид транспорта: себестоимость проезда будет процентов на тридцать дешевле.

— Оно вам зачем надо было? Общественный транспорт в Бишкеке — это такая сфера, где надо много работать и не думать о том, что тебя кто-то когда-то похвалит. 

— Для нас лучшее признание — не получить по башке. Наша работа — тяжелый хлеб, но я свое дело знаю. 

Лента новостей
0