Представьте: вы просыпаетесь, встаете с кровати, чистите зубы, завтракаете. А потом смотрите по Интернету, успеваете ли еще поиграть с котом или автобус вот-вот подъедет и лучше оставить это мохнатое чудище без "злой руки".
Уже в автобусе проверяете почту по Wi-Fi и смотрите забавный ролик по YouТube. Кстати, платите за проезд копейки, ведь автобус работает на метане. Фантастика? Не-а.
Я поговорила с вице-мэром Геннадием Милицким. Трудно представить себе человека, который знает больше об общественном транспорте Бишкека.
— Вашу биографию очень легко найти в открытых источниках, и вашим первым местом работы значится такое предприятие, как "Кыргызмебель". Вы там были транспортировщиком. По-простому это что такое – грузчик?
— Сразу после окончания школы родители сказали: "Хочешь узнать, как зарабатывают деньги?" и устроили меня грузчиком на мебельную фабрику.
Был там такой стульевой цех, я должен был грузить пакеты по 10 стульев, затем отвозить их на склад и разгружать. Так я работал полгода между школой и армией.
— А зачем вы пошли служить? Наша молодежь готова пойти куда угодно, только не в армию.
После этого отработал в особом конструкторском бюро Института космических исследований. Там я был сначала слесарем, потом мастером, инженером, технологом. Все ступеньки прошел.
— Как вы стали работать в Бишкекском троллейбусном управлении? Я бы туда не пошла ни за какие коврижки, тем более главным инженером. Дело даже не в том, что меня и не позовут, просто представляю, как вам приходилось извращаться, чтобы эта груда старого металла как-то ездила. Я ведь себе верно ситуацию представляю?
— Я не могу осуждать руководителей. Нужно, наоборот, сказать им спасибо. В середине 2000-х городского транспорта как такового не было. Тогда каждый день на дороги выезжало порядка 50 троллейбусов и два муниципальных автобуса. Остальной транспорт был частным.
Мне предложили сначала должность главного инженера троллейбусного управления, а затем начальника, на которой я проработал более восьми лет.
Мы сохранили всю технологическую цепочку, приобрели первую партию троллейбусов, можно сказать, поднялись с колен. На сегодня ситуация такова: это здоровое муниципальное предприятие, на котором работают почти тысяча человек. Сейчас планируем приобрести еще 50 троллейбусов.
— Выживает сильнейший, верно? Если городской транспорт убыточный и нуждается в постоянных денежных вливаниях из бюджета, то нужен ли он нам вообще?
— Муниципальный транспорт нужен! Просто необходим! Сейчас мы перевозим бесплатно пять категорий льготников – это пенсионеры, инвалиды, дети.
— Несколько лет назад планировали ввести новую систему: убрать с центральных улиц все маршрутки и заменить их троллейбусами и автобусами, чтобы не было пробок. Это все еще живо?
Чтобы их убрать, нужен альтернативный вид транспорта. Мы проанализировали ситуацию: чтобы на улицах ездило 80 процентов автобусов и троллейбусов и только 20 процентов маршруток, необходимо привезти порядка 800 автобусов!
Арифметика тут простая: каждый автобус стоит порядка 70-80 тысяч долларов. Конечно, в бюджете таких денег нет.
— А частные компании не хотят возить нас на автобусах, а не на маршрутках?
— У нас состоится конкурс, и мы просим, чтобы в нем принимали участие фирмы, у которых не только маршрутки, но и автобусы. В принципе есть желающие поучаствовать в отборе.
Но при тарифе за проезд 8 сомов это довольно проблематично. Полгода назад я специально договаривался с минским заводом: сюда привезли образец автобуса, пригласили наших перевозчиков и предложили им приобрести автобусы в лизинг.
Сначала эта идея была принята на ура, но когда подсчитали затраты и прибыль, то отказались от нее.
Ко мне приезжали предприниматели из Южной Кореи, которые осуществляют перевозки в Ташкенте. Когда они узнали, что у нас тариф за проезд 10 сомов, тоже отказались.
Стоимость перевозки в Ташкенте стоит 23 сома, в Алматы тоже порядка 26 сомов. Для нас это очень много.
— 10 сомов — копейки, это факт. Но, с другой стороны, маршрутки набиваются до состояния "и все-таки она резиновая", и кресла убираются, чтобы больше людей вместилось. Может, есть какая-то оптимальная цена за проезд, при которой и волки сыты, и овцы целы?
— Мы платим 8 сомов за муниципальный транспорт и 10 за частный, но понимаем, что сегодня увеличить стоимость проезда не можем. Как семьи будут двоих-троих детей отправлять в школу?
— Ходят слухи, что маршруточники якобы подпольные миллионеры, что они своими десятисомовыми монетками состояния зарабатывают.
— Я не исключаю, что есть маршруты, на которых получают неплохую прибыль. Но есть и такие, где особо не жируют, водитель на них получает 15-20 тысяч сомов, при этом подвергая себя опасности.
— Буквально на прошлой неделе произошла крупная авария, из-за которой пострадавшей женщине – пассажирке маршрутки пришлось ампутировать руку. Конечно, нельзя обвинять водителя огульно, заключения компетентных органов еще нет. Однако в городе маршруточники ведут себя отвратительно.
Но обвинять кого-то заранее, как вы правильно сказали, не будем. Меры будут приняты, вплоть до того, что за такие серьезные аварии начнем лишать лицензий.
— Может, их заранее надо лишать лицензии? То, что простительно обычному водителю, непростительно человеку, который отвечает за жизни 20 пассажиров.
— Зимой проведем конкурс, и перевозчики об этом знают. Да, после этого будут составлены договоры, в которых все это четко пропишем. За три серьезных нарушения будем отзывать лицензию.
Сейчас идет какой-то, не могу сказать "саботаж", но есть вещи, которые мы должны еще раз обсудить.
— Несколько лет назад шел разговор о том, чтобы оборудовать общественный транспорт GPS-навигаторами. Это же очень удобно: ты можешь посмотреть по "сотке", когда подойдет троллейбус. Дождемся?
До октября также планируем закончить работу по установке беспроводного Интернета. Сейчас у нас есть Wi-Fi на восьми троллейбусах. Я уже боюсь опережать события, но коль уж мы завели разговор, то теперь на мне двойная ответственность, чтобы в конце октября это все работало.
— Здорово! А какие еще нововведения нас ждут?
— Сейчас мы заключили меморандум, что "Газпром" построит автозаправку на метане. Автобусы, которые ездят на газе, — уже ближайшее будущее. Это не только экологически чистый, но и более дешевый вид транспорта: себестоимость проезда будет процентов на тридцать дешевле.
— Оно вам зачем надо было? Общественный транспорт в Бишкеке — это такая сфера, где надо много работать и не думать о том, что тебя кто-то когда-то похвалит.
— Для нас лучшее признание — не получить по башке. Наша работа — тяжелый хлеб, но я свое дело знаю.