Sputnik Кыргызстан поговорил с директором единого правового центра "Вигенс" Владимиром Плужником и узнал, как можно вернуть бракованный утюг или норковую шубу, купленную летом на распродаже.
Юрист отметил, что в основном кыргызстанцы обращаются за тем, чтобы вернуть товар и получить потраченные деньги, и дал несколько советов, как поступать в различных ситуациях.
— Можно ли вернуть товар, купленный дистанционно в интернет-магазине?
— Не только можно, но и нужно. Как таковых интернет-магазинов в природе не существует. За ними всегда стоит либо частный предприниматель, либо хозяйствующий субъект. Если вдруг вам товар не понравился, вы имеете законное право без объяснения причин в течение пяти дней, не распаковывая покупку, сдать ее обратно. То же самое можно сделать в простом магазине, только срок здесь уже 14 дней.
Если вы покупку все-таки открыли и она оказалась бракованной, то имеете полное право в течение гарантийного срока требовать возврата денег, обмена или ремонта. Если гарантийный срок не был установлен продавцом, то он устанавливается на шесть месяцев со дня продажи.
— Ну хорошо, у бытовой или электронной техники должна быть гарантия. А как быть, если купил обувь или, например, шубу?
— У всех изделий есть гарантийный срок. Даже у купленной летом на распродаже норковой шубы есть срок, в течение которого покупатель имеет право на ремонт, уценку и возврат денег. Срок устанавливается продавцом — может, день-два, а может, и 16 лет. Все зависит от продавца, это его законное право.
Причем срок должен быть записан в гарантийном талоне. Но если продавец не установил его, то гарантия по закону действует в течение шести месяцев. При этом для сезонных товаров (например, обуви, одежды) гарантийный срок исчисляется с момента наступления соответствующего сезона, а не с момента покупки.
— В магазинах чек получить не проблема, а как быть, если покупки совершаешь на рынке?
— Закон КР "О защите прав потребителей" регулирует отношения как при покупке товара в магазине, так и на вещевом и промтоварном рынках. Самое главное — иметь закупочный акт или товарный чек от продавца. К слову, все реализаторы об этом знают, но хитрят и в 99 процентах случаев не выдают документ. Согласно статье 17 данного закона, потребитель имеет равные права на гарантийный ремонт, обмен, возврат денег за товар, купленный на рынке или в маркете.
— Но как быть не с товаром, который можно пощупать, а, например, с услугами или авиабилетами?
При этом нужно быть готовым к тому, что авиакомпания имеет право провести проверку подлинности справки о болезни и выяснить диагноз.