Кто "разрешает" нам смотреть советские фильмы

© Фото / из архива Госфильмофонда РоссииГосфильмофонд России
Госфильмофонд России - Sputnik Кыргызстан
Подписаться
Все мы до сих пор с удовольствием смотрим старые советские фильмы, считая их едва ли не собственным достоянием, и не подозреваем, что теперь за каждой картиной стоит правообладатель.

БИШКЕК, 18 мар — Sputnik, Алексей Стефанов. В Советском Союзе все фильмы снимались под эгидой единственной общенациональной кинокомпании — Государственного комитета СССР по кинематографии. Свои киностудии имелись в каждой союзной республике, а в России и Украине их было несколько.

Когда в 1991 году союз распался, общими для всех остались только фильмы советского производства, которым более 70 лет, — они получили статус "общественного достояния". У остальных картин появились правообладатели, и теперь они решают, кому и на каких условиях разрешать показывать свои фильмы. Но кто они?

© Фото / из архива Госфильмофонда РоссииНесмотря на то что в 1991 году Государственный комитет СССР по кинематографии распался, Госфильмофонд России продолжает поддерживать отношения со всеми республиками, потому что у них хранятся негативы всех игровых фильмов, выходивших на большой экран
Несмотря на то что в 1991 году Государственный комитет СССР по кинематографии распался, Госфильмофонд России продолжает поддерживать отношения со всеми республиками, потому что у них хранятся негативы всех игровых фильмов, выходивших на большой экран - Sputnik Кыргызстан
1/3
Несмотря на то что в 1991 году Государственный комитет СССР по кинематографии распался, Госфильмофонд России продолжает поддерживать отношения со всеми республиками, потому что у них хранятся негативы всех игровых фильмов, выходивших на большой экран
© Фото / из архива Госфильмофонда РоссииИ Госфильмофонд, и почти все киноархивы мира члены ФИАФ — Международной федерации киноархивов
И Госфильмофонд, и почти все киноархивы мира члены ФИАФ — Международной федерации киноархивов - Sputnik Кыргызстан
2/3
И Госфильмофонд, и почти все киноархивы мира члены ФИАФ — Международной федерации киноархивов
© Фото / из архива Госфильмофонда РоссииЭто позволяетлегко обмениваться и фильмами, и информацией.
Это позволяетлегко обмениваться и фильмами, и информацией. - Sputnik Кыргызстан
3/3
Это позволяетлегко обмениваться и фильмами, и информацией.
1/3
Несмотря на то что в 1991 году Государственный комитет СССР по кинематографии распался, Госфильмофонд России продолжает поддерживать отношения со всеми республиками, потому что у них хранятся негативы всех игровых фильмов, выходивших на большой экран
2/3
И Госфильмофонд, и почти все киноархивы мира члены ФИАФ — Международной федерации киноархивов
3/3
Это позволяетлегко обмениваться и фильмами, и информацией.

С этим вопросом корреспондент Sputnik обратился к старшему куратору Госфильмофонда России Петру Багрову.

Мемориальный комплекс Ата-Бейит. Архивное фото - Sputnik Кыргызстан
В Бишкеке пройдет премьера фильма "Ата-Бейит"
"Если говорить о России, то права на фильмы, снятые с 1947 года и позже на киностудии "Мосфильм", принадлежат "Мосфильму". Права на работы студии "Союзмультфильм" опять же с 1947 года и позже принадлежат "Союзмультфильму". А вот права на все остальные картины студий РСФСР — "Ленфильма", Центральной киностудии детских и юношеских фильмов им. М. Горького, "Центрнаучфильма", Ленинградской студии документальных фильмов, Свердловской киностудии и так далее — принадлежат Госфильмофонду.

Что касается бывших союзных республик, то сегодня в каждой стране авторские права принадлежат каким-то организациям. Где-то это государственные структуры, где-то частные лица. Например, в Грузии часть прав выкуплена наследниками авторов. Таким образом, получается, что у России прав на республиканские фильмы, снятые, скажем, на Украине, в Латвии или Эстонии, нет", — пояснил киновед.

По словам Багрова, при желании или необходимости где-либо показывать старое советское кино, снятое в национальных республиках, приходится каждый раз договариваться с правообладателями. Конкретно Госфильмофонда это касается, когда проходят различные фестивали.

"И как мы договариваемся с французскими или американскими компаниями, точно так же и с украинскими или латвийскими. Разными могут быть разве что условия — где-то это бесплатно, а где-то за деньги, но все нужно обязательно решать заранее", — говорит он.

Сегодня и в Госфильмофонде, и у каждого телеканала и кинотеатров, которые крутят старые фильмы, есть либо свои юристы, либо постоянные консультанты, которые находят владельцев картин и заключают с ними договоры. "Причем на телевидении даже по несколько человек на канале занимаются этим, потому что это действительно сложная история", — уточняет Петр Багров.

Кадр из фильма режиссера Юрия Степановича Чулюкина (1929-1987) Девчата. Архивное фото - Sputnik Кыргызстан
Комедия "Девчата" глазами иностранцев: "Как фильм с Биллом Мюрреем"
Несмотря на то что в 1991 году Государственный комитет СССР по кинематографии распался, Госфильмофонд России продолжает поддерживать отношения со всеми республиками, потому что у них хранятся негативы всех игровых фильмов, выходивших на большой экран. И Госфильмофонд, и почти все киноархивы мира члены ФИАФ — Международной федерации киноархивов. "Это позволяет нам легко обмениваться и фильмами, и информацией", — пояснил специалист.

"Все игровые, научно-популярные и мультипликационные фильмы СССР по закону об обязательном экземпляре и исходных материалах хранятся в Госфильмофонде, у нас нет только телевизионных фильмов. Все это в свое время было передано нам и до сих пор хранится. Но прав на показ многого из того, что хранится у нас, мы не имеем. Вот, например, у нас лежит негатив "Весны на Заречной улице", но фильм был снят на Одесской киностудии. Когда его восстанавливали, то соответственно украинцы обращались к нам. При этом показывать фильм без разрешения правообладателей с Украины мы не можем. Мы "Весну на Заречной улице" показываем, но каждый раз по согласованию", — отметил Петр Багров.

Таким образом, и спустя 25 лет после развала союза связь между правопреемником Государственного комитета СССР по кинематографии — Госфильмофондом России и правообладателями, находящимися в национальных республиках, по-прежнему существует. А негативы всех советских фильмов все так же хранятся в Москве.

Лента новостей
0