В гипермаркетах Москвы ровными "стопками" разложены фрукты: виноград из Чили и Южной Америки, аккуратные, без единой червоточинки сербские яблоки, перец из Израиля, помидоры из Бенина и Марокко, иранские огурцы... При этом в огромном магазине нет совершенно ничего с лейблом "Made in KG".
Как оказалось, бизнесмены о продукции из Кыргызстана наслышаны. Например, представители сети магазинов "Дикси" выразили интерес к нашим фруктам, овощам, сухофруктам и орехам.
Руководитель проектов дирекции по взаимодействию с органами государственной власти X5 Retail Group, куда входят такие гиганты как "Перекресток" и "Пятерочка", Манучар Кутателадзе уверяет, что качество продуктов их вполне устраивает.
"Технология выращивания овощей и фруктов без использования удобрений и дополнительных химикатов позволяет получить органически чистую продукцию высокого качества", — отметил он.
Однако уже долгое время дело не продвигается дальше взаимных комплиментов. Эксперты, бизнесмены и фермеры выделили пять основных причин, почему так происходит.
Проблема №1: последствия "буйных 90-х"
В Кыргызстане очень много бизнесменов, которые стали успешными благодаря торговле, и очень мало тех, кого привела к успеху работа в поле. Глава агрохолдинга ATALYK GROUP Туратбек Укубаев как раз из тех, кто посвятил жизнь сельскому хозяйству и не пожалел. Сейчас Укубаев — один из самых крупных землевладельцев в Бишкеке. Вино под его брендом можно легко найти в Казахстане, он также поставляет соседним странам молоко, кукурузу и пивоваренный ячмень.
Свой секрет успеха бизнесмен объясняет просто: в начале 1990-х годов, когда СССР разваливался на части, он воспротивился воле властей и придумал способ не делить колхозное имущество между фермерами.
"Тогда черт знает что творилось. Один трактор вдруг стал принадлежать сразу нескольким фермерам: один забирал колесо, другой тащил домой двигатель — в итоге от трактора ничего не оставалось. Нам удалось убедить пайщиков не делить хозяйство, а получить свою долю деньгами. Мы привлекли средства и фактически выкупили его", — рассказал Укубаев.
Так поступили далеко не все, и в результате неосторожных реформ в Кыргызстане правят бал мелкие хозяйства. Если разделить всю имеющуюся пахотную землю, то на каждого фермера придется всего по три гектара.
Крупному бизнесу мелкие партии товаров попросту не интересны. Ни один серьезный зарубежный бизнесмен не будет бегать по полям, заключая несколько сотен договоров с мелкими хозяйствами.
"Мы понимаем, что требовать соблюдения единого стандарта от 381 тысячи производителей, которые работают в Кыргызстане, — задача трудная", — отметил Манучар Кутателадзе.
Таким образом, чаще всего яблоки и морковь из КР попадают в России лишь на базары, а не в магазины. Однако до сих пор рынки сродни дикому западу, уверена председатель ассоциации экспортеров и импортеров "Кыргызлэнд" Ленара Ниязбекова.
"Вот недавно парень из Иссык-Кульской области повез в Россию яблоки на продажу, его там обманули, и он остался ни с чем — такие случаи не редкость", — заявила она.
По словам начальника управления политики продовольственной безопасности и агромаркетинга Министерства сельского хозяйства КР Жумабека Асылбекова, государство работает над тем, чтобы фермеры объединялись.
"Разработанная министерством программа рассчитана на ближайшие четыре года. В ней для фермеров предусмотрены налоговые льготы, но точный их размер пока не известен", — рассказал он.
Проблема №2: негде хранить фруктовые сокровища
Крупный бизнес стран Евразийского экономического союза не собирается постоянно заключать договоры на одну партию товара или один сезон. Сетям супермаркетов интересны круглогодичные поставки без перебоев и "сюрпризов". Ведь, как отметили в письме представители российской торговой сети "Дикси", каждый новый договор обходится бизнесменам в копеечку.
"Выбирая партнера, сеть рассчитывает на долгосрочное, а не сезонное сотрудничество, поскольку выстраивание новых цепочек поставок и аудит качества на производстве требует определенных затрат", — говорится в письме.
Как отмечает старший эксперт службы кредитно-инвестиционной деятельности Российско-Кыргызского фонда развития Олег Левонюк, именно из-за отсутствия таких помещений на лидирующие позиции в республике вышла… фасоль.
"Тут совсем иная цена вопроса: фасоль гораздо легче хранить, чем яблоки или морковь. У бобовых есть и другое преимущество: сажаем фасоль сегодня, а урожай получаем через год. Те же яблони начинают плодоносить только через три года", — рассказал эксперт.
Проблема №3: дешевые китайские огурцы и другие импортные продукты
В теплицах бизнесмена Тилека Токтогазиева огуречные лианы и помидорные кусты цветут и плодоносят, несмотря на прогнозы Кыргызгидромета. Как отмечает фермер, такой бизнес далеко не самый дешевый.
"Квадратный метр теплицы стоит в среднем 5-6 тысяч сомов. Плюс каждый месяц тратятся миллионы на то, чтобы температура здесь не опускалась ниже 18 градусов, чтобы поддерживалась необходимая влажность. А еще надо платить работникам, закупать семена и землю", — рассказал он.
Каждый день Тилек рискует: например, может выйти из строя отопительная система, и весь урожай замерзнет. Семена, купленные за большие деньги — 3 сома за штуку — могут не взойти. Нет гарантий, что не подведут специально купленный грунт и удобрения.
По его словам, компания заинтересована в экспорте, но обеспечить крупные поставки пока не может — не хватает денег. Бизнесмен отмечает: во многом "виноват" импорт дешевых овощей и фруктов из соседних стран, что позволяет местным перекупщикам брать у кыргызстанских фермеров товар по очень низким ценам. Ведь в любом случае альтернатива есть: вместо наших огурцов они могут приобрести аналогичные из Китая.
"Например, зимой огурцы в магазинах стоят 250 сомов, а у нас их покупают по 150. Говорят: "Не хотите — ищите покупателей сами". А ведь наценка в 100 сомов — это не очень справедливо. Мы возделываем землю, рискуем, а они просто перепродают", — рассказал фермер.
Ситуацию усугубила и обстановка на валютном рынке. Из-за того что валюта стран-соседей по отношению к сому обесценилась, кыргызстанский товар стал менее конкурентоспособным. Скажем, раньше компания Туратбека Укубаева могла поставлять мясо в Таджикистан и Казахстан, а сейчас это невозможно.
А вот зарубежным бизнесменам работать на кыргызстанском рынке стало гораздо выгоднее, что тоже не добавляет оптимизма местным фермерам.
Проблема №4: "мамой клянусь!" не работает — нужны лабораторные исследования
Объявление о продаже картофеля, который произрастает в Кадамжайском районе Баткенской области, можно найти на популярном российском сайте. Однако технический прогресс не помогает фермеру Билаллитдину Абдуманап уулу продать свою продукцию.
"Нам несколько раз звонили, интересовались продукцией, но эти разговоры никогда ничем серьезным не заканчивались. Первым делом у нас спрашивают: "Кто перевезет товар через таможню? Кто будет его сертифицировать?". Когда мы говорим, что взять это на себя не можем, собеседникам сразу становится неинтересно", — рассказал фермер.
По словам Абдуманап уулу, кооператив мог бы самостоятельно отдавать продукты в лабораторию, но таковой поблизости просто нет.
"Мы узнали, что лаборатория есть в Кызыл-Кие, но, кажется, ее сертификат не признается в Казахстане. А что касается других лабораторий, то у нас нет денег на перевозку", — признался он.
По словам начальника управления политики продовольственной безопасности и агромаркетинга Министерства сельского хозяйства Жумабека Асылбекова, проблема нехватки лабораторий в КР действительно существует.
"Мы работаем над этим вопросом. В марте должны открыться лаборатории в Таласской и Иссык-Кульской областях. В Баткене, Нарыне и Джалал-Абаде они появятся в течение этого и следующего годов. Уже есть договоренность с Казахстаном, что нам выделят на это деньги", — сообщил он.
Проблема №5: что сажать, зачем сажать, куда сажать?
Каждую весну большинство фермеров в Кыргызстане задаются вопросом — а что бы такое посадить? Как рассказал Туратбек Укубаев, даже на соседних участках нередко зреют разные виды овощей и фруктов.
"Это приводит к дополнительным сложностям. Например, два разных сорта огурца созревают в разное время, они отличаются друг от друга и по виду, и по размерам", — отметил он.
"Евразийский рынок предполагает определенные стандарты. Из-за раздробленности сейчас их обеспечить невозможно: при калибровке часть партии отбраковывается, а значит, и без того небольшие объемы товара станут еще меньше", — пояснил он.
Однако постепенно ситуация меняется. Так, Туратбек Укубаев самостоятельно закупает зерна пивоваренного ячменя для посадки и раздает их фермерам, чтобы потом приобрести урожай по оговоренной цене.
"Подобных примеров масса: например, сахарозавод закупает семена свеклы и распространяет по районам. Я знаю, что так сейчас происходит и с томатами", — рассказал бизнесмен.
Почему у нас все-таки есть шансы?
Как отметил представитель российской торговой сети Манучар Кутателадзе, помимо стандартных продуктов сельского хозяйства, в Кыргызстане есть и уникальные, которые выращивают только здесь.
"Стоит особо отметить фасоль сорта "лопатка", известную за пределами страны. Кыргызстанский мед тоже не имеет аналогов и является уникальным продуктом", — сообщил он.
На руку местным фермерам может сыграть и территориальная близость КР к странам Евразийского экономического союза.
"На доставку продукции из Кыргызстана в Россию и Казахстан требуется не так много времени. Это значит, что не надо пичкать те же ягоды химией, чтобы они долго хранились", — сказал Олег Левонюк.
Туратбек Укубаев уверен, что пользу можно извлекать и из того, что Кыргызстан расположен южнее всех соседей по ЕАЭС.
"Раньше всего овощи и фрукты спеют у нас, а в начале весны такая продукция особенно востребована. Эти культуры требуют большого ухода, ручного труда, но и плоды можно продать очень выгодно", — заметил он.
В конце концов (и с этим согласны все эксперты), у продукции, произведенной в Кыргызстане, есть шанс хотя бы потому, что она действительно очень вкусная.