Совсем недавно в Кыргызстане заработал футбольный профсоюз, который призван защищать права спортсменов с юридической точки зрения.
Гостем церемонии открытия был председатель Международной федерации футбольных профсоюзов (FIFPro) Азии и Океании, футбольный юрист из Японии Такуя Ямазаки. Он стал свидетелем прошедшего в Бишкеке матча квалификационного раунда Кубка Азии по футболу между сборными Кыргызстана и Макао.
Корреспондент Sputnik Кыргызстан Азамат Аралбаев поговорил с гостем из Японии и разузнал, чем будет заниматься профсоюз в КР, а также поинтересовался его мнением об азиатском и о кыргызстанском футболе.
— Давайте познакомим читателей с вами и вашей должностью, а также с целями вашего визита в Кыргызстан.
— Я возглавляю Международную федерация профсоюзов футболистов в Азии (FIFPro Asia). В 60 странах Азиатской конфедерации (AFC) функционируют такие профсоюзы. Также существует всемирный профсоюз футболистов, в который входит более 65 стран. Если под знаменем FIFA объединены 211 футбольных федераций, то в 65 государствах футболисты входят в национальные профсоюзы. Я непосредственно был в Кыргызстане при создании профсоюза футболистов.
— Чем продиктовано решение открыть профсоюз в КР?
— С кем из игроков встретились? С чем связаны их жалобы и как можно быстро их решить?
— Я провел встречи с игроками клубов "Алга", "Дордой" и "Абдыш-Ата". Из игроков национальной сборной отдельно встретился с Павлом Сидоренко, Антоном Землянухиным, Даниэлем Тэго, Азаматом Байматовым и вратарем Валерием Кашубой.
Приятно слышать, что многие игроки защищают честь иностранных футбольных клубов. Но они часто сталкиваются с проблемами невыплат зарплаты и компенсаций. Такая проблема существует во всем мире. Если администрация клуба посчитала выступление игрока неудовлетворительным и расторгла контракт, то до окончания срока договора он должен получить компенсацию. Но, к большому сожалению, многие клубы не горят желанием это делать.
Через три дня после открытия уже поступили обращения трех кыргызстанских футболистов. Одному не выплатили зарплату в Турции — клуб якобы объявил себя банкротом. Второй до сегодняшнего дня не может получить деньги за шесть месяцев игры в Омане, третий столкнулся с проблемой невыплаты в Таджикистане.
— Куда обращаться этим футболистам?
— У FIFA есть регулирующие регламенты, согласно которым клубы должны вовремя выплачивать заработок футболистам. По истечении срока контрактов все долги должны быть погашены. А у обратившихся сроки контрактов уже истекли. Все эти обязательства проходят через юридический орган FIFA — Палату по разрешению споров, которая выступает как судебный орган. В нее входят и представители FIFPro. Я являюсь членом палаты с 2009 года.
Профсоюз обеспечивает футболисту условия, чтобы он был сконцентрирован только на тренировках и играх. FIFPro должен взять на себя заботу по решению всех юридических проблем и соблюдению контрактных обязательств.
— Чем еще профсоюз будет заниматься в Кыргызстане? Или речь идет только о решении проблем игроков?
— Что важно в формировании профсоюза, так это то, что организация должна быть независимой от федерации и лиги. В ходе визита я убедился, что проблем с этим у вас нет.
Во-вторых, профсоюз должен быть демократичным, т.е. все решения должны приниматься в интересах футболистов и игрокам необходимо участвовать в этом процессе.
Еще одна цель нашего профсоюза — повышение социальной ответственности данного вида спорта. Нужно дойти до такого уровня, чтобы общество воспринимало его не просто как спорт. Футбол может и должен играть важную роль в социальном развитии общества.
— Расскажите, пожалуйста, в каких странах футболисты чаще всего сталкиваются с проблемой невыплат? Существуют ли какие-нибудь статистические данные, на основе которых можно составить своего рода "черный список"?
— Одной из худших в этом плане считается ситуация в Турции, негативные отзывы есть и о Грузии, Сербии и Греции. На Китай также нередко жалуются, несмотря на то, что китайские клубы предлагают игрокам бешеные деньги. В Таиланде и Индонезии немало таких случаев. Имидж арабского футбола ухудшают клубы из ОАЭ и Катара. Последняя вообще самая проблематичная страна в этом плане.
— Что не так с Катаром?
— Там владельцами клубов зачастую являются шейхи и принцы. Если им не понравится игра, к примеру, корейского легионера, то его могут без лишних слов "убрать" из команды. Игрок может покинуть страну, не подписав соответствующих документов. А в Катаре спортсмену на это требуется официальное разрешение футбольного клуба, без которого он может надолго "застрять" в стране. Также катарцы могут вынудить его подписать документы об отказе от всех денег, которые ему полагались изначально по контракту.
— Вы в рамках своего визита побывали на матче отборочного раунда Кубка Азии между сборными Кыргызстана и Макао. Ваши впечатления?
— Мне повезло, что время поездки совпало с проведением этого матча. Я удивился, увидев большое число болельщиков, — кыргызстанцы очень увлечены футболом. Сейчас у вас имеется большая потребность в строительстве нового стадиона, и я обсуждал этот вопрос с руководством Федерации футбола. Полагаю, правительство совместно с ФФКР будет работать над его решением.
— Как бы вы оценили уровень кыргызстанского футбола? Чего ему не хватает?
— И последний вопрос. Китайские клубы начали переманивать к себе звезд футбола. По-вашему, китайская лига может составить конкуренцию европейским?
— Можно сказать, что китайский чемпионат испытывает переломный момент. Сейчас китайцы делают акцент на омолаживании состава команд и ограничили привлечение иностранцев. Об этом стало известно из недавнего заявления представителей футбольной федерации КНР. Чтобы играть на топ-уровне и конкурировать, требуются не только большие деньги, но и грамотный менеджмент.