Мы все хотим жить хорошо. С этим даже спорить не хочется. А что нужно для хорошей жизни? Наверное, общество, в котором каждый ответственно занимается своим делом. К сожалению, о нас так сказать нельзя. Вот и результат, который мы имеем.
Вроде бы все ясно — произошла ошибка. Так извинитесь и исправьте ее. Как бы не так. Не на тех напали. В этой конторе, куда люди вынуждены заходить с поклоном — ведь мы все там просители, поскольку фактически вымаливаем различные справочки, — не привыкли опускаться до уровня рядовых граждан. Вот и отмахиваются от посетителей, как от надоедливых мук, мешающих наслаждаться положением.
И словно в подтверждение того, что без ошибок наши люди работать просто не в состоянии — нет у них привычки все делать аккуратно, — депутаты Жогорку Кенеша несколько дней назад в первом чтении одобрили поправки в закон, позволяющие единожды менять ПИН в документах граждан Кыргызстана. Они даже прописали, в частности, что ПИН может быть изменен при идентичных у двух и более граждан персональных идентификационных номерах, а также при ошибочном указании в присвоенном ПИНе данных о поле человека и дате рождения. То есть мужчину записать женщиной и наоборот — это легко, а уж перепутать дату рождения и того проще. Подумаешь, нажал работник не на ту клавишу на клавиатуре (клавиш-то вон сколько), и стал человек лет на десять старше или моложе. Правда, некоторые законодатели говорили, что подобные поправки могут привести к коррупционным деяниям и даже играть на руку преступникам. Но большинство их слушать не стало.
Теперь, думаю, все согласятся (и даже не пытайтесь меня переубедить), что законодатели официально признали, что без ошибок наша регистрационная служба работать просто не может. Она бы и хотела, но никак. То есть мы в закон ввели безответственность за невнимательность, если не сказать больше — за разгильдяйство.
Нетрудно представить, к каким последствиям могут приводить ошибки, например, в расчетах, сделанных инженерами. Рухнувший недавно в одном из регионов мост, построенный всего год назад, прекрасно это иллюстрирует. Кто-то просто не учел возможную дополнительную нагрузку на конструкцию, и миллионы сомов выбросили на ветер. Теперь нужно опять строить. Будут ли искать допустившего ошибку? Вряд ли, поскольку специалистов, способных делать грамотные расчеты, в стране все меньше. Многие выпускники технических вузов, получив дипломы, даже не владеют терминологией, не говоря уже об умении что-то проектировать. Вот для них тоже можно было бы принять закон, что один раз ошибиться можно.
Так чем отличается подход к делу работающих в проектных организациях и в той же регистрационной службе? В принципе ничем. Только подход к делу у людей разный. Вот и плодим мы чиновников да клерков, не чувствующих ответственности за выполняемую работу. И как нам при таком отношении к делу жить хорошо?
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции