Так, в 2011 году претендентов было 83, правда, кандидатами стали только 16. В этом году документы в ЦИК подали 59 человек, причем один из них — буквально за считаные минуты до дедлайна. Число претендентов недавно прокомментировала председатель Центризбиркома Нуржан Шайлдабекова.
"Список гораздо меньше, чем в 2011 году, но для нашей страны, наверное, длинноватый. Судя по реакции в соцсетях, он шокирует избирателей", — сказала глава комиссии.
Шайлдабекова отметила, что список сократится, так как будут зарегистрированы только претенденты, которые:
- внесут избирательный залог в размере миллиона сомов;
- сдадут тест на знание кыргызского языка (уровень владения должен быть выше среднего);
- представят в ЦИК 30 тысяч подписей в свою поддержку;
- не имеют судимости (с погашенной или снятой судимостью участвовать разрешено).
Потери в рядах
Председатель Центризбиркома оказалась права. 3 августа был зарегистрирован первый кандидат, однако уже несколько претендентов заявили о самоотводе. Так, официально участвовать в выборах отказались двое — Анвар Сартаев и Нусрет Мамедов.
Как рассказал первый заместитель председателя ЦИК Абдыжапар Бекматов, к выборам не будут допущены еще два претендента. Директор ОсОО "Шматрица" Руслан Джунушев не сдал тест на знание государственного языка, а Куттубекку Бешбакову всего 32 года (кандидату должно быть не меньше 35). Кстати, Бешбаков тоже находится под стражей. Другой претендент — экс-депутат ЖК Садыр Жапаров — приговорен Первомайским райсудом столицы к 11,5 года лишения свободы.
"ЦИК приняла решение не регистрировать Бешбакова, а что касается Жунушева, это вопрос времени. Насчет Садыра Жапарова пока ничего не комментируем, решение суда еще не вступило в силу", — пояснил первый зампред.
Редакция Sputnik Кыргызстан решила выяснить, почему некоторые кыргызстанцы официально претендуют на пост президента, а потом идут на попятный.
Что не так?
Мы связались с двумя экс-претендентами, попросив рассказать, почему они снялись с предвыборной гонки.
"Я взял самоотвод в пользу одного из кандидатов. Дело в том, что, когда я баллотировался, он еще не был выдвинут, а когда это произошло, я посчитал себя лишним. У нас одинаковые предвыборные платформы… Я ничего не испугался: ни экзамена, ни залога, ни подписей. У меня были шансы получить хороший результат", — сообщил президент Фонда поддержки политики тюркоязычных государств Нусрет Мамедов.
У военного пенсионера Анвара Сартаева другие причины.
Пенсионер известен тем, что защищает права действующих и отставных силовиков. Он надеется, что благодаря своему выдвижению найдет единомышленника среди кандидатов, которого и поддержит.
Абдыжапар Бекматов отметил, что избирательный взнос в любом случае останется прежним, даже если кто-то из несостоявшихся кандидатов решит оспорить его в судебном порядке. Размер залога может быть изменен только после внесения соответствующих поправок в закон.
Зачем подали?
Политолог Алмаз Акматалиев считает, что некоторые граждане подают документы в Центризбирком ради пиара, а возможность стать президентом всерьез даже не рассматривают.
"Зачем заострять внимание? Это личный пиар, в чем-то безответственность — не более. Пользуясь тем, что о них пишут СМИ, такие люди подают документы", — сказал Акматалиев.
Политолог добавил, что кандидатами претенденты станут только после того, как выполнят все условия регистрации.