А как сами избиратели реагируют на агитацию? Руководитель психологического центра Айзада Танаева рассказала корреспонденту Sрutnik Кыргызстан Бегимай Бакашевой, кому и чему больше верят кыргызстанцы.
— Сейчас куда ни глянь, всюду фотографии кандидатов в президенты с призывами и лозунгами. Их так много, что в глазах рябит…
— Вы стараетесь их не замечать — значит, включился механизм защиты. Если человеку что-то внушают насильно, он воспринимает это как давление. В такой ситуации автоматически пропадает желание идти на выборы.
— Какой вид рекламы действует на избирателей лучше всего?
— Играет ли роль внешний вид кандидатов в президенты?
— Не сказала бы. Народ интересуют хозяйственные, справедливые политики, харизматичными лидеры, умеющие достигать поставленных целей.
— Какая польза от многочисленных баннеров на улицах?
— Они, конечно, красочные, на некоторых фото кандидаты запечатлены среди простого народа. Но главный недостаток такой рекламы — ее слишком много, поэтому эффективность очень низкая.
— Чего ждут избиратели от кандидатов накануне выборов?
— Не на всех избирателей это действует. Некоторые говорят, что вообще не верят политикам.
— Плохо, конечно, если избиратель не нашел кандидата, которому доверяет, но ничего не поделаешь. Поэтому в избирательном бюллетене и существует пункт "против всех".
— Кстати, я часто слышу от кыргызстанцев, что среди кандидатов — одни и те же люди. Многие этим недовольны.
— Позвольте с вами не согласиться. В глубине души человек все-таки больше доверяет известным политикам. Есть одна притча, которая хорошо характеризует эту ситуацию. Два человека ловили рыбу, и их одолевали комары. Один все время отмахивался от насекомых, а другой сидел как ни в чем не бывало. Тогда первый спросил у второго, почему он не реагирует на комаров. И тот ответил: "Если я отгоню тех, кто уже выпил моей крови, прилетят новые голодные комары". Смысл прост: люди все-таки больше доверяют тому, кого знают давно, надеются, что он уже достаточно состоятелен и будет работать для других.