Тот новый год я встречала в Копенгагене. Прилетела в Данию 22 декабря 1999-го, а улетела 5 января 2000 года. Именно там услышала ельциновское "я устал, я ухожу" и не могла поверить своим ушам. Но это — совсем другая история…
Датское правительство очень заботится о скульптуре. Ее регулярно очищают от коррозии, покрывают защитным средством и отмывают следы жизнедеятельности морских чаек, которых вокруг просто не счесть.
А сколько раз она, бедная, подвергалась нападениям вандалов! И краской ее обливали, и нос сбивали, и глаза выковыривали, и кровавые слезы рисовали, и в паранджу одевали… Однажды даже приклеили к руке фаллоимитатор (под подозрение попали феминистки, так как произошло это накануне 8 марта). Как-то отпилили руку, в другой раз попытались "отрезать" голову, оставив 18-сантиметровый шрам на бронзовой шее. А в 2003 году вандалы вообще устроили возле статуи взрыв, из-за чего Русалочка слетела со своего камня в бухту, где ее нашли только через два дня.
Но больше всего мне запомнились два случая, когда скульптуре все-таки отпилили голову. Первый раз это сделали в апреле 1964 года представители скандально известного политического движения "Ситуационники", которые утверждали, что хотели таким образом продемонстрировать, как легко можно повредить неохраняемый памятник. Голову Русалочки тогда так и не нашли, пришлось отлить и приварить новую.
При ближайшем рассмотрении Русалочки я заметила на шее тонкую полосу в том месте, где отпиливали голову. Впечатленная этой историей, попыталась грустно пошутить:
— Почему ей не сделают какой-нибудь шарфик, чтобы не было видно "шрама"?
— Бесполезно, — сказал Оле. — Кому надо, тот и с шарфиком отпилит. А так будет напоминание людям, у которых есть совесть.
Люди, берегите памятники! Имейте совесть!