Не так давно бишкекчане сотрясали социальные сети гневными комментариями по поводу реконструкции статуй Национального академического театра оперы и балета имени А. Малдыбаева. Часть исторических скульптур, символизировавших молодую Киргизию, была сброшена на площадку перед храмом искусства.
По словам директора театра Болота Осмонова, все фигуры на крыше здания находились в ужасном состоянии. Мало того что они просто старые, так еще и были изготовлены не совсем правильно.
"Подобные конструкции должны быть полыми, а эти забили изнутри кирпичами и залили бетоном. При сильных порывах ветра они шатались. Если бы какая-нибудь упала вниз и придавила человека, кто понес бы ответственность? Вообще-то статуи следует разбирать на крыше и только потом спускать вниз, но из-за того, что арматура внутри проржавела, сделать это было невозможно", — объяснил директор.
Скульптуры, которые сейчас реставрируются, в 1954 году создала архитектор Ольга Мануйлова. Когда театр еще строился, ей поручили разработать несколько статуй. Прежде чем создать модели, которые впоследствии и украсили храм культуры, Мануйлова разработала около 10 аналогичных мини-скульптур.
По рассказам одной из участниц строительства, моделями для "итоговых" статуй центральной группы выступили простые рабочие, которые трудились на площадке. В этой композиции, по задумке архитектора, изображена молодая Киргизия: энергичная кыргызка, освобожденная от векового рабства; справа — русский парень-шахтер со знаменем (олицетворение рабочего класса); слева — юноша-кыргыз, покоряющий вершины науки.
Моделью для центральной фигуры была девушка-маляр Тамара Борисова. Корреспонденту Sputnik Кыргызстан она рассказала, что во Фрунзе ее откомандировали из Новосибирска в 1950 году, когда ей было всего 19 лет.
"Мы просто работали, делали все на совесть. Когда велись отделочные работы, на объект приходили художники, скульпторы: Кошкин, Мануйлова и другие. Мы даже не знали, кто это… А потом мне сообщили, что меня и двух моих товарищей выбрали позировать для изготовления скульптур, которые установят на крыше театра", — поведала Борисова.
Асель Джумалиева, заведующая музеем имени Ольги Мануйловой, не отрицает этого факта. По ее словам, у многих скульптур Мануйловой изначально были европейские черты, позже их адаптировали под азиатские. Однако свидетельств того, как создавались статуи, нет.
Борисова рассказала, что часами позировала скульптору вместе с товарищами. На память о том времени женщине осталась фотография.
Болот Осмонов рассказал, что реставрация статуй и самого здания театра завершится в середине октября. Мастера изготовят точные копии старых скульптур, которые и установят на крыше, а работы Мануйловой после восстановления, вероятно, останутся в музее.