Когда популярный певец на всю большую страну признавался с телеэкранов: "Что-то с памятью моей стало, все, что было не со мной, помню", народ сразу понимал — хорошо, если человек не забывает дела давно минувших дней.
Мы тоже любим повторять, что история — наше все. Гражданам твердят, что они должны помнить, по крайней мере, события последних трех тысяч лет. Словно в подтверждение этого законодатели вот-вот установят новый государственный праздник, связанный как раз с памятью и историей.
Прошли годы, и нашлись люди, решившие, что данному экспонату в музее не место. С удивительной быстротой (кажется, еще никогда чиновники так быстро не принимали и не исполняли какое-то решение) "баткенскую принцессу" увезли на юг республики и закопали.
Случайно или нет, но буквально через несколько дней общественность потрясла неприятная новость: мумия оказалась не единственной "вещью", покинувшей Государственный исторический музей. Из кладовой истории пропало более полутысячи экспонатов! Как это могло произойти? Думаю, очень просто — от большой любви к памятникам истории. Наши люди иногда не могут жить спокойно, если лично у них нет старинных вещей. Вот и тащат потихоньку из музеев. При этом, если кого-то поймают за руку, он начнет уверять, что уж у него-то артефакты будут в большей сохранности, поскольку в наших музеях нет ни надежной охраны, ни должных условий.
Контроль, как оказалось, был просто отвратительным. Только по линии фонда драгоценных металлов комиссия не обнаружила 29 музейных экспонатов. О стоимости древних ювелирных изделий даже говорить страшно — это сумасшедшие деньги. Кстати, в парламенте один из постреволюционных министров культуры сообщил, что зарубежные товарищи не так давно предлагали за закопанную ныне мумию полмиллиона долларов. Услышав это, народ встрепенулся и задумался. Действительно ли захоронили не нужный нам, а для кого-то очень ценный экспонат? Вдруг в могиле сейчас совсем не мумия? Ведь публичной демонстрации ее выноса из хранилища не было… Кстати, утеряны не только экспонаты ГИМ — более ста предметов "испарились" и из Мемориального дома-музея Михаила Фрунзе.
Ведь и в мумии экс-министр культуры видел только труп, от которого необходимо избавиться. Так его научили экстрасенсы и шаманы. Примечательно, что глава ведомства ни о чем, кроме как о министерском кресле, в это время не думал. Ученые громко обвиняли его в мракобесии, а он упорно твердил, что кто-то метит на его должность. Вот и витражи для него тоже, наверное, никакой художественной ценности не представляли.