Ученые раскрыли тайну современных долгожителей — амишей

В среднем эти люди живут на десять лет дольше, чем другие

БИШКЕК, 17 ноя — Sputnik. Представители обособленной протестанской общины в США — амиши — живут дольше и стареют значительно медленнее других благодаря мутации в одном из генов, сообщает ВВС со ссылкой на американских ученых.

Многие члены общины амишей — сторонники простой жизни в селе. Люди имеют генную мутацию, которая замедляет процесс старения и продлевает их жизнь в среднем на 10 лет. К такому выводу пришли ученые из американского Северо-Западного университета (штат Иллинойс). Эта редкая мутация в гене SERPINE1 защищает ее носителей от диабета II типа, риск развития которого повышается с возрастом.

Ученые надеются, что открытие поможет больше узнать о том, как протекают процессы старения на клеточном уровне, и создать препараты, позволяющие продлить жизнь других людей.

Полезная мутация

Обнаруженная у многих членов общины амишей генная мутация оказывает влияние на белок — ингибитор активатора плазминогена 1 (PAI-1), который ранее был известен прежде всего как один из факторов, обеспечивающих свертываемость крови.

Долгожитель из Никарагуа - Sputnik Кыргызстан
Старше самого старого человека на Земле — долгожитель из Никарагуа
Как выяснилось, у каждого четвертого представителя общины амишей мутация в гене SERPINE1 приводит к более низкому содержанию белка PAI-1 в крови. Ученые и раньше предполагали, что у PAI-1 есть и другие функции, помимо обеспечения свертываемости крови.

Кардиолог из Северо-Западного университета Дуглас Воган говорит, что "побочное" действие белка было выявлено в ходе эксперимента с мышами. Грызуны, в крови которых было больше PAI-1, старели и умирали от проблем с сердечно-сосудистой системой в довольно молодом возрасте, тогда как мыши с более низким содержанием этого белка в крови жили дольше.

По словам ученого, такая закономерность справедлива и для человека. Люди, в крови которых наблюдается более высокий уровень PAI-1, чаще заболевают диабетом II типа, у них чаще бывают проблемы с обменом веществ, и они умирают в более молодом возрасте, как правило, от заболеваний сердечно-сосудистой системы.

Ученые еще в 1991 году заметили, что многие члены общины имеют низкий уровень содержания PAI-1 в крови. Два года назад исследователи из Северо-Западного университета решили выяснить, с чем это связано и к каким последствиям приводит. В исследовании участвовали 177 представителей общины амишей, живущих в сельской местности штата Индиана.

Все дело — в образе жизни?

Амиши — движение протестантов — последователей Якоба Аммана, которое возникло в 1693 году в Швейцарии. Вероучение амишей основывается на строгом, почти буквальном, толковании Библии.

Пожилая бабушка у юрты. Архивное фото - Sputnik Кыргызстан
Топ-10 долгожительниц Кыргызстана — истории прапрабабушек
Жизнь амишей отличается простотой: они живут преимущественно в деревнях, занимаются сельским хозяйством и отказываются от использования современных технологий.

Численность амишей составляет более 200 тысяч человек, по этническому происхождению это в основном эльзасцы — потомки примерно 200 основателей, эмигрировавших из Европы в Северную Америку. Сегодня большинство амишей проживают в США и Канаде.

Те амиши, у которых наблюдалась генная мутация, жили в среднем до 85 лет, то есть на 10 лет дольше, чем их товарищи по общине, не имеющие этой мутации. Среди них не оказалось ни одного страдающего диабетом II типа, тогда как среди амишей, не имеющих этой генной мутации, заболеваемость диабетом составила 7 процентов.

Как выяснилось, у носителей генной мутации уровень инсулина был на 28 процентов ниже, чем у их товарищей по общине, у которых не наблюдалось мутации в гене SERPINE1.

Кыргызстанца похоронили заживо, но он выжил и бегает в 93 года - Sputnik Кыргызстан
Кыргызстанца "похоронили заживо", но он выжил и бегает в 93 года
Также ученые выяснили, что теломеры (концевые участки хромосом) носителей генной мутации были в среднем на 10 процентов длиннее, чем теломеры остальных амишей. Именно длина теломер и определяет биологический возраст человека: клетка перестает делиться в тот момент, когда длина хотя бы одной теломеры достигает предельно короткой величины.

Механизм действия белка PAI-1 на процессы старения пока не ясен, однако исследователи уверены, что можно говорить о прямой зависимости низкого уровня PAI-1 в крови и замедления процессов старения.