У 10-летнего ошского школьника Марата первая стадия ВИЧ. О том, как живет семья мальчика, корреспонденту Sputnik Зульфие Тургуновой рассказала его мать Айсулуу.
О болезни сына узнали, когда ему было 3 года
По словам Айсулуу, трудности в семье начались семь лет назад, когда она развелась с мужем и осталась одна с двумя детьми.
"Родители и родственники просватали меня второй раз. В этом браке я родила еще двоих детей, один из них — Марат. Он родился в 2006 году, а когда сыну было всего две недели, мы попали в Ошскую областную детскую больницу, где его лечили от диареи. Потом Марат тоже часто болел… В три года у него была большая голова, выпяченный живот и очень худые ноги. Температура не опускалась ниже 38 градусов. Мы лежали в разных больницах, и врачи стали подозревать у сына ВИЧ. Когда сдали анализы, опасения подтвердились", — вспоминает женщина.
"Муж ругал меня, говорил, что сына заразили в больнице, и твердил, что отдаст его в детский дом. Но как мать может бросить своего ребенка?! В общем, мы развелись, и я стала в одиночку растить четырех детей. Бывший муж завел новую семью, а нам ни разу ничем не помог", — говорит женщина.
Жизнь зависит от лекарств
ВИЧ — заболевание, которое нельзя вылечить, но антиретровирусная терапия помогает продлить жизнь таких пациентов. Препараты надо принимать постоянно, 3-4 раза в день, и часто сдавать анализы.
"Уже семь лет Марат живет только благодаря лекарствам: ежедневно он принимает 7-8 препаратов. Десять таблеток стоят 1 200 сомов, их хватает всего на пять дней. От государства мы получаем 3 тысячи сомов. Но у ВИЧ-инфицированных очень слабый иммунитет, поэтому высок риск заразиться гриппом, гепатитом, кандидозом. Когда сын подхватывает какую-то другую болезнь, приходится тратить на лекарства 10-15 тысяч сомов. И питаться ему надо хорошо… Конечно, незамужней, не имеющей постоянной работы женщине трудно растить больного ребенка и еще троих детей", — рассказывает Айсулуу.
"Родители парня, который дружил с моей старшей дочерью, узнав о болезни Марата, пришли и сняли с нее подаренные серьги, заявив, что однажды она тоже может заразиться ВИЧ. Для меня это стало ударом… Переживаю теперь, что тяжелая судьба одного ребенка скажется и на судьбе других моих детей", — признается Айсулуу.
Разрушенные судьбы
Врач терапевтического отделения Республиканского центра "СПИД" Эркин Тостоков рассказал, что в Кыргызстане более 700 детей инфицированы ВИЧ. По его словам, в Ошской области таких 395, причем 291 ребенок заразился в больнице, а один — в результате употребления наркотиков. 89 малышей рождены ВИЧ-инфицированными женщинами, у 14 путь заражения пока не определен.
"На втором месте в этом печальном рейтинге — Джалал-Абадская область, где выявлены 79 больных детей. Из них 30 заразились в больницах, 45 — от матерей. В Оше 72 ВИЧ-инфицированных ребенка: 38 заразились в больницах, 33 — от матерей. К сожалению, в южных областях страны от СПИДа уже умерли 72 ребенка", — рассказал Тостоков.
Врач отметил, что в 2005–2007 годах многие дети заразились ВИЧ в больницах, а в последнее время все чаще регистрируются случаи заражения малышей от инфицированных матерей.