Ученые обвинили Землю в "каннибализме"

© NASAВид с космоса на планету земля. Архивное фото
Вид с космоса на планету земля. Архивное фото - Sputnik Кыргызстан
Не так давно астрономы сделали вывод, что крупные спиральные галактики "пожирают" карликовые. А наш колумнист Михаил Пахомов разбирался в гипотезах относительно того, кого и когда "поедала" Земля.

В 1969 году на поверхность Луны впервые в истории ступила нога человека. И, словно одно это было недостаточным поводом для гордости, героические астронавты решили привезти на Землю образцы лунного грунта, чем обеспечили ученым головную боль на несколько поколений вперед. Трофеи должны были подтвердить одну из трех существовавших на тот момент гипотез образования Луны, однако вместо этого опровергли их все. Так родилась модель ударного формирования, согласно которой Луна появилась в результате столкновения Земли с планетой Тейя. Доработкой этой гипотезы ученые занимаются до сих пор.

Северное сияние в Рязанской области - Sputnik Кыргызстан
Прекрасный венец планеты — северное сияние сфотографировали из космоса
Недавно группа геологов под руководством Симона Мархи (Simone Marchi) из Юго-западного исследовательского института в Боудере (США) внесла свой вклад в это дело, предположив, что это было не единственным и не последним крупным столкновением в истории Земли. Статья вышла в журнале Nature Geoscience.

Зачем в нас надо было врезаться?

В середине ХХ века существовало 3 основных гипотезы возникновения Луны, шутки ради именуемые астрономами как сестринская, дочерняя и супружеская. Сестринская предполагала, что Земля и Луна сформировались одновременно из одного протопланетного облака и соответственно должны иметь одинаковый состав. Супружеская утверждала, что Луна зародилась в какой-то другой точке Солнечной системы и позже породнилась с Землей, будучи захваченной ее гравитацией. В таком случае состав двух небесных тел должен различаться радикально. И, наконец, согласно дочерней гипотезе, Земля когда-то так бешено вертелась вокруг своей оси, что центробежной силой от нее оторвало кусок, который впоследствии и стал Луной. Луна, таким образом, должна состоять из материала земной мантии и быть обедненной тяжелыми металлами, которые на Земле содержатся преимущественно в ядре.

Они невероятно красивые! NASA показало лучшие фото из космоса за 2017 год - Sputnik Кыргызстан
Они невероятно красивые! NASA показало лучшие фото из космоса за 2017 год
Каждая из моделей имела ряд аргументов "за" и "против", а расставить точки над i должны были образцы лунного грунта, заботливо доставленные астронавтами "Аполлона-11". Каково же было удивление ученых, когда оказалось, что привезенные каменюги вызывают больше вопросов, чем дают ответов. Соотношение многих изотопов в привезенных образцах действительно было идентичным их пропорциям в мантии Земли, указывая, что по крайней мере поверхностные слои Луны сформировались из того же вещества, что и Земля. Однако в то же время лунные породы оказались обеднены летучими веществами, чего не предсказывала ни одна из гипотез. Вдобавок из соотношений плотности получалось, что у Луны практически отсутствует металлическое ядро, которое у Земли, для сравнения, составляет порядка 30 процентов массы. В общем, оказалось, что ученые понятия не имеют, откуда у нас взялся такой странный спутник.

Спас положение астроном Уильям Хартман, предложивший модель ударного формирования Луны. Согласно ей, 4,5 миллиарда лет назад, когда Земля уже вполне сформировалась, на той же орбите вокруг Солнца вращалась еще одна планета размером с Марс. В какой-то момент система вышла из равновесного состояния, и планета эта по касательной врезалась в нас, полностью расплавившись. Ядро ее Земля, не поморщившись, "проглотила", и оно слилось с нашим родным. А выброшенные в космос обломки, согласно расчетам Хартмана, должны были собраться как раз в такую Луну, которую мы с вами имеем честь наблюдать.

Полет нормальный — видео испытаний космического корабля для туристов - Sputnik Кыргызстан
Полет нормальный — видео испытаний космического корабля для туристов
Гипотеза эта стала общепринятой, планету-камикадзе обозвали Тейей, и в общем-то все свыклись, но периодически с тех пор происходят какие-то казусы. То очередная лунная миссия привезет образцы грунта с аномально высоким содержанием воды, то новое исследование выявит отклонения в соотношениях каких-то изотопов на Луне и Земле. Да и вообще, чтобы все вышло как надо, столкнуться с Тейей Земля должна была довольно хитрым способом, вероятность которого не так уж велика. Возможно, конечно, что нам просто повезло, но ученые, знаете ли, любят определенность и высокие вероятности и поэтому вот уже полвека всячески пытаются доработать гипотезу столкновения.

Вторые блюда

Группа Симона Мархи подошла к этому вопросу с другой стороны. Такими же катастрофами они попытались объяснить особенности уже земных горных пород. Для этого создали компьютерную модель столкновений Земли с крупными планетезималями (зародышами планет) уже после рождения Луны.

Этот период астрономы называют эпохой поздней тяжелой бомбардировки, когда за счет миграции планет-гигантов в сторону Земли и других планет внутренней Солнечной системы полетела куча всевозможного космического хлама. Как считалось до этого, в основном это были небольшие объекты вроде астероидов и комет, вещество которых равномерно распределилось на тогдашней поверхности Земли и составило порядка 0,5 процента от ее массы.

Министр оборонной и аэрокосмической промышленности РК Бейбут Атамкулов - Sputnik Кыргызстан
Радио Sputnik Кыргызстан
Атамкулов: в космосе стираются границы между религиями, там все едины
Модель Мархи в свою очередь показала, что, если хотя бы часть падающего тогда на Землю мусора составляли планетезимали диаметром более 1 500 километров, то их ядра были бы целиком проглочены Землей, точно так, как ядро Тейи. Однако энергии таких столкновений было бы недостаточно, чтобы полностью растворить их и слить с ядром Земли, и они в полупереваренном виде постепенно погружались бы все глубже, оставаясь неоднородностями в земной мантии. Что-то вроде комков в детсадовской манной каше.

Эта гипотеза увеличивает оценку количества вещества, упавшего на Землю во время поздней бомбардировки до 2,5-3 процентов массы Земли и объясняет происхождение некоторых древних горных пород. К ним, например, относятся коматиты зеленокаменного пояса Исуа в Гренландии, содержащие аномально высокие концентрации вольфрама-182 и не встречающиеся больше нигде на Земле. Интересно, кстати, что именно в этом поясе найдены древнейшие на нашей планете следы жизни.

На десерт

Космонавт Салижан Шарипов - Sputnik Кыргызстан
Из многодетной семьи — 5 фактов о космонавте Салижане Шарипове
Между тем буквально в прошлом месяце в журнале Earth and Planetary Science Letters вышла другая статья за авторством астрофизика Сяолэй Чжана из Университета Джорджа Мейсона (США). Автор списывает раскол суперконтинента Родиния, произошедшего 750 миллионов лет назад, на столкновение Земли с еще одной планетой марсовых размеров. Гипотеза выглядит достаточно маргинальной, но общую тенденцию объяснять каждую неприятность (или приятность) планетарным катаклизмом отражает неплохо.

В общем, разбираться в том, кого, каким образом и в каких количествах поедала Земля, ученым предстоит еще долго. Не один десяток лет пройдет, прежде чем им удастся объяснить все тонкости и нюансы орбит, наклонов осей и изотопных составов нашей планеты и ее спутника. А там, глядишь, и астронавты снова притащат какой-нибудь булыжник и выяснится, что мы опять все неправильно поняли.