Конечно, главным достижением первого года президентства Трампа можно считать то, что по истечении этого срока он еще занимает Белый дом. Против 45-го главы государства была развязана беспрецедентная по масштабам и фейковому наполнению пиар-компания. Он сразу же стал настолько "токсичным", что многие уважаемые профессионалы отказались с ним работать, а те, кто согласился, тоже попали под беспрецедентное давление.
Неудивительно, что в этих условиях собранная "по нитке" команда начала сыпаться, дискредитируя тем самым своего шефа. А шеф стал срываться, делая крайне резкие и неполиткорректные заявления.
Что касается сущностного наполнения, то Дональд Трамп, напомним, шел на выборы с весьма протекционистской программой. "Каждое мое решение по торговым делам, налогам, иммиграционному вопросу или внешней политике будет принято в интересах американских рабочих и американских семей", — говорил он. И в экономическом плане особых претензий к главе государства нет.
Он смог добиться снижения уровня безработицы и роста биржевых индексов, провел важнейшую налоговую реформу, снял ряд ограничений на добычу нефти (благодаря чему, согласно некоторым данным, к 2019 году США будут добывать до 10 миллионов баррелей в день и выйдут по этому показателю на второе место в мире). Трамп гордится и тем, что даже без строительства стены на границы с Мексикой поток нелегалов в Соединенные Штаты за время его президентства сократился почти на 60 процентов. Чему, конечно, очень рады американские рабочие, составляющие один из столпов трамповского электората.
Если президенту удастся еще и ускорить возвращение американского производственного бизнеса в США, его вообще можно будет называть героем "ржавого пояса" и других увядающих промышленных районов.
Сила — это все
"В основе годами накапливавшегося конфликта — расхождение как объективных экономических и геополитических интересов, так и культуры политического общежития, универсальность которой США всегда провозглашали, но не принимали в принципе, с самого начала определив для себя эксклюзивное место", — пишет американист Андрей Безруков. До недавнего времени страны готовы были терпеть такое расхождение — хотя бы потому, что американское руководство вело себя политкорректно и предпочитало улаживать все разногласия посредством мягкой силы и переговоров. Трамп же изначально заявил, что делать этого не будет. Что глобальный либеральный порядок (которым руководили Соединенные Штаты) ему лично неприятен. Что интересы собственной страны для него однозначно выше "хотелок" союзников и партнеров. И что все беспокоящие США вопросы он готов решать силовым путем, даже без учета позиций союзников.
Это, конечно, стратегия слабого, стратегия прошлого. Трамп фактически отказался от мягкой силы в пользу более простого, но менее эффективного инструмента — ракетно-ядерной дубинки, которая (в отличие от той же мягкой силы) не работает в отношении ядерных держав. К их числу теперь, по понятным причинам, захотят присоединиться многие противники США. Неудивительно, что мир с таким кодексом поведения мощнейшей мировой державы стал куда менее безопасным.
Агент "Рыжик"
Более того, российская карта стала элементом либерального "крестового похода" против Трампа, объявленного элитами. В итоге Москва стала заложницей внутриполитической борьбы в Соединенных Штатах, и российско-американские отношения в очередной раз "пробили дно". Кремль позиционируют уже как угрозу внутриполитической стабильности Америки (через фейковую историю о так называемом "российском вмешательстве в выборы", которая была внедрена в американское сознание как аксиома, не требующая доказательств), и против РФ готовится очередной пакет санкций.
Перспективы стабилизации (не говоря уже о нормализации) российско-американских отношений отодвинулись на необозримый срок. Ведь президенты даже не могут нормально общаться с глазу на глаз, без сопутствующей кампании диффамации со стороны американской прессы и истеблишмента. В этой ситуации огромное значение приобретает непрямое общение через посредников, одним из которых стал дуайен постсоветского пространства Нурсултан Назарбаев. На днях казахстанский президент побывал в США, где на встрече с Трампом (судя по всему) обсуждал и Украину, и евразийское пространство, и печальное состояние российско-американских отношений.
Фактически впервые за долгое время Соединенные Штаты оказываются в международной изоляции — и не ставят задачу выходить из нее (об этом свидетельствует крайне нервная и агрессивная реакция Никки Хейли на голосование по Иерусалиму в Генеральной Ассамблее ООН). Таким образом, Трамп не просто подталкивает, а бросает мир в сторону многополярности. И это хорошо — если, конечно, из-за какого-нибудь неудачного броска мир не разобьется в ядерной войне.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.