Ростислав Ищенко, президент Центра системного анализа и прогнозирования, для Sputnik
С очередным посланием Федеральному собранию Российской Федерации президент выступил за 2,5 недели до выборов. Резонно было ожидать, что оно станет одним из элементов избирательной кампании.
Если эти ожидания и оправдались, то только в том смысле, что Владимир Путин ведет совершенно нестандартную избирательную кампанию. За 45 лет наблюдения за политической кухней самых разных государств планеты я не припомню ни одной аналогии. Более того, не знаю прецедентов и в истории.
И в этом смысле послание полностью укладывается в рамки избирательной кампании Путина. Оно вообще не о выборах. Оно о том, что сделано и что предстоит сделать. О планах на ближайшие годы и на десятилетия. О геополитическом позиционировании России. О будущем страны и народа и о том, как сделать это будущее не только благополучным, но и надежно защищенным. Но вовсе не о привычной по десяткам и сотням предвыборных кампаний раздаче неубитых слонов.
Собственно, это главное, что было продемонстрировано данным посланием: уверенность власти, ощущение ею народной поддержки, позволяющее России реагировать на вызовы современного беспокойного мира в качестве монолита, становящегося тем прочнее, чем сильнее его пытаются расшатать.
За многополярный мир
Пару лет назад Путин заявил, что Россия не является сверхдержавой и не стремится к этому статусу. Уже тогда это утверждение опровергало себя самим фактом своего существования. Никому из лидеров Мозамбика или Парагвая, Бразилии или даже Германии не придет в голову заявлять, что его страна — не сверхдержава. Это и так всем понятно. Хомяк — не кошка, собака — не лошадь. Все это — очевидные факты, не требующие дополнительного подтверждения. Следовательно, отказываясь от статуса сверхдержавы, Путин подчеркивал, что основания считать Россию таковой есть.
Тем не менее 1 марта в московском Манеже свое послание российским парламентариям оглашал лидер сверхдержавы или, если угодно, одного из трех государств планеты, обладающих абсолютной субъектностью и неограниченным суверенитетом. Собственно, именно этим и было определено внимание мира к данному событию.
Экономические задачи планетарного масштаба
Задачи, которые Владимир Путин определил как первоочередные для России, не просто предполагают участие в их реализации не менее половины государств мира, располагающих двумя третями населения планеты и контролирующими не менее половины глобальной экономики. Эти задачи по мере их реализации неизбежно меняют весь планетарный экономический базис, а с ним и стратегию международных отношений.
Президент России уделил огромное внимание развитию трансевразийских торговых путей, а также Северного морского пути. Существующие и запланированные мощности российских портов, железнодорожного и автомобильного транзита предполагают превращение России в центр связности планеты — главный перекресток мировых торговых путей.
Это должно дополняться дальнейшим опережающим развитием внутренней российской инфраструктуры. В первую очередь транспортной, но не только. Смещение центра тяжести мировых экономических отношений в Азиатско-Тихоокеанский регион требует от России опережающего освоения Дальнего Востока и Крайнего Севера (практически всего Зауралья). Чтобы в ближайшее десятилетие в этих регионах появились миллионы необходимых для их развития людей, для них там должна быть не только работа. Необходимо обеспечить им уровень комфорта, сравнимый с достигнутым в европейской части России.
Как я уже сказал, реализация всего объема поставленных задач под силу только сверхдержаве. Не потому, что другие экономики не в силах быстро развиваться или предлагать опережающие технологические решения или интересные транзитные возможности. Россия — очень богатая страна, но истории известны примеры бурного экономического развития государств, чьи стартовые возможности были далеки от российских.
Просто, если кто-то находит, то кто-то теряет. Если транзитные пути, мировая торговля, промышленное производство, высокие технологии, перспективная наука перемещаются в Россию, то они откуда-то уходят. И эти кто-то таким положением вещей недовольны. Несмотря на многократные предложения России сотрудничать взаимовыгодно, западные партнеры пытались силой (экономическим и военно-политическим давлением) сохранить односторонние преимущества. Череда провалов не сделала их политику адекватнее — только агрессивнее.
Таким образом, свои проекты и свои достижения необходимо уметь защищать. В том числе от грубой силы, не признающей международного права.
Созидать и защищать
Данная речь Путина — переломный момент в глобальном позиционировании России. В ней он впервые от увещеваний Запада и объяснений бесперспективности попыток подавления РФ перешел к констатации факта ее неуязвимости. Вооруженные силы страны в достаточной степени реформированы, приведены в соответствие с требованиями времени, вооружены новейшим (в ряде случаев уникальным и никому более на планете пока недоступным) оружием и обучены им пользоваться. Сегодня они реально являются сильнейшей и наиболее сбалансированной армией мира. Поэтому в данной речи Путин смог заявить, что любой акт агрессии против России или ее союзников приведет к немедленному полномасштабному военному ответу.
Поэтому не самая большая, но информационно и эмоционально насыщенная часть речь президента, посвященная достижениям России в области вооружений, произвела наибольший эффект за рубежом. Как российские союзники, так и стремящиеся уничтожить ее "партнеры" были потрясены. Реакция Пентагона появилась уже через два часа. Американцы начинают со слов "если это правда", а заканчивают констатацией своей полной беспомощности.
Первого марта 2018 года мир узнал, что Россия надежно защищена не только от агрессии любого одного государства, но и от любой по составу коалиции. Путин подчеркнул, что Москва ни на кого не собирается нападать. Но это и не надо. Для тех, кто последнее десятилетие вел против России гибридную войну, катастрофой является не нападение на них России, а невозможность для них самих напасть на Россию.
Первоначальный шок пройдет. Новая информация будет переварена политическими и военными штабами. Будут сделаны выводы, и мир начнет стремительно быстро меняться. Наличие открыто заявившей о себе новой абсолютной силы с огромными экономическими и торговыми амбициями и неограниченным потенциалом приведет к перекройке большинства существующих союзов и объединений.
Предупредивший Запад одиннадцать лет назад в Мюнхене Владимир Путин поставил точку в Москве. Поздневашингтонского мироустройства уже нет, а нового еще нет. В ближайшие десять лет Россия с союзниками намерена его создать. Коллективный Запад на этот праздник жизни уже опоздал, но отдельные страны еще могут успеть запрыгнуть в последний вагон.