По мнению экспертов, причиной нестабильности на вторичном рынке авто является повышение пошлинных ставок, из-за чего ввоз автомобилей на территорию Кыргызстана стал нерентабельным.
Жаныбек Бектемиров, реализатор машин на вторичном рынке, рассказывает, что к весне 2018 года машины вновь поднялись в цене.
"Это связано с тем, что растет востребованность ходовых малолитражных машин. Люди не хотят ездить на общественном транспорте, желают комфорта, поэтому делают ставку на такие автомобили, тем более запчасти к ним продаются по доступным ценам, даже в случае поломки их можно заменить за небольшие деньги", — сказал он.
По его словам, стоимость ходовых марок автомобилей увеличилась на 500-800 долларов. На так называемые элитные б/у авто цены, наоборот, снизились.
По мнению экономиста Жумакадыра Акенеева, легковые авто на вторичном рынке в этом году будут дорожать.
По словам Бектемирова, машины, которые ввозятся на территорию Кыргызстана с 2017 года, не окупаются из-за высокой стоимости.
"Пошлина обходится дороже, чем стоит само авто, покупатель ищет то же, но дешевле. Из-за этого выгоднее перекупать авто у местных продавцов, делать косметический ремонт и продавать на 500-600 долларов дороже", — сказал он.
Председатель комитета содействия экспорту и логистике ТПП КР Кубат Рахимов назвал три причины, по которым в ближайшее время не стоит ждать падения цен на авто.
"Перед вступлением страны в ЕАЭС многие лица, компании и агентства завозили авто, чтобы последовательно их реализовать. Сейчас у них заканчиваются машины, завезенные впрок, а так как спрос увеличивается, цена не снижается. Импортные автомобили проходят очень тяжелую "фильтрацию" на таможне. Если за границей автомобиль стоит 5 тысяч долларов, то пошлина на него может обойтись в 7 тысяч в той же валюте, а это не выгодно никому", — сказал он.
Еще одну причину дороговизны б/у автомобилей Рахимов видит в том, что в Кыргызстане с большим опозданием начал работать рынок новых машин.
"Так происходит отчасти потому, что у нас нет полноценного механизма ОСАГО, из-за чего приходится сложно банкам и лизинговым компаниям. В случае ДТП в цивилизованных странах, к коим на рынке страхования Кыргызстан пока не относится, в ОСАГО четко расписаны все алгоритмы действий. В Казахстане и Беларуси проблему решили — сделали ОСАГО обязательным. Благодаря этому там можно купить новое авто в кредит, имея лишь 20 процентов от нужной суммы. Сейчас правительство разрабатывает пути решения этой проблемы, но опять-таки они будут очень лояльными", — сообщил Рахимов.
По его словам, авторынок будет развиваться по принципу спроса и предложения. Пока ходовой товар — экономичные праворульные машины — не завозится, цены на них будут расти.
Чтобы наглядно продемонстрировать динамику цен с января по март 2018 года, продавцы представили данные о стоимости машин за этот период.