Я входил в президентский пул — глава государства Сооронбай Жээнбеков нанес визиты в институты Евросоюза 11-12 апреля, встретился с руководителями объединения в Брюсселе. Но сейчас не об этом.
Мне дико хотелось увидеть Брюссель (до этого я не был в Европе). Рассказывали, что это красивый город, очень значимый, потому что тут размещены здания Европарламента, Еврокомиссии и других структур.
Сразу скажу — писающего мальчика в тексте не будет, хотя в Брюсселе статуя очень популярна. Во-первых, я не успел бы ее увидеть, а во-вторых, мы пошли в другую сторону, что выяснилось позже.
Чтобы было понятнее, опишу путь от отеля до красивого исторического места и обратно.
Город вроде не грязный, но и не чистый, тротуары усыпаны лепестками цветов с деревьев.
В целом впечатления о чистоте Брюсселя портят люди. За эту прогулку мы с коллегами увидели мужчину, который, проходя мимо нас, бросил бумажку прямо на тротуар; еще одна толпа на малолитражке решила выбросить небольшой пакет на дорогу из открытого окна машины. Я выкинул в урну банку газировки, которую оставили в 20 сантиметрах от нее на моих глазах. Пока не забыл, скажу про пакетные урны.
Они выглядят вот так, как на фото. Бишкеку нужно взять на заметку. Но при этом обычные мусорные урны тоже есть.
Еще один минус столицы Бельгии, на мой взгляд, — прогулки с животными. Нужно смотреть под ноги, чтобы не наткнуться на собачьи экскременты. Испытание легкое, но идешь как по минному полю.
Расскажу и про дороги в центре города, но перед этим просто посмотрите на эти красивые здания. Они радуют глаз. Я не нашел больших магазинов или супермаркетов. Улицы узкие, а магазинчики порой были не больше бишкекских "комков".
Здесь красиво сочетаются история и современность. А еще тут есть районы, похожие на гетто. Нет, это не там, где люди греются у импровизированного костра в бочках. Но людей, похожих на беженцев, много.
На этом тему закроем. Слышал, что для местных жителей она очень болезненная.
Теперь о дорогах. Они замечательные! По крайней мере в центре города и по дороге в аэропорт. Если бы меня спросили, где хочу покататься на машине, выбрал бы Брюссель (это я со своей колокольни смотрю). Но есть небольшой минус — многие улицы узкие и преимущественно односторонние.
Вот мы в Бишкеке осуждаем тех, кто паркуется на тротуаре. В Бельгии я тоже хотел нецензурно выразиться в отношении некоторых водителей, но мне быстро объяснили, что машины (на фото) припаркованы не на тротуаре, а в "мини-кармашке".
Бельгийцы приветствуют и экологичный вид транспорта. Велосипедистов здесь видишь часто, у них есть свои дорожки. Их не используют как место для парковки. Даже на светофоре загорается отдельная секция для любителей "железных пони". Тут есть не только стойки, но и велогаражи, за которые надо отдать пару евро за сутки хранения.
Брюссельцы не жалуют внедорожники, там нет Lexus LX 470 2000 года, который кыргызстанцы считают чуть ли не машиной "крутых" людей. Здесь катаются на итальянском Alfa Romeo, американском Ford, испанском Citroen, немецких Audi и Volkswagen. Впрочем, можно увидеть и творение японского автопрома, но одно точно — внедорожники популярностью не пользуются. Зато я впервые вживую увидел Aston Martin. Автомобиль на фото не попал — слишком быстро проехал на своих мощных английских лошадях.
Теперь про пешеходов. Люди тут особо никуда не спешат, ходят прогулочным шагом. Типичный житель Брюсселя, как погода в городе: если пасмурно — на их лицах грусть; как выглянет из-за облаков солнце — сразу видишь широкие улыбки, радость и громкий смех. Мне такая погода по душе — нарынчанин не любит жару.
Брюссель не особо шумный, но часто звучат сирены. Видимо, выездов для врачей, пожарных и полиции хватает.
Обязательное место посещения туристов — ратуша в центре города. Небольшой квадрат с красивыми зданиями — описание дилетанта. Здесь очень много желающих сфотографировать эту достопримечательность Брюсселя.
Это все, что я смог увидеть за три часа прогулки.
Несколько слов о впечатлениях кыргызстанцев, живущих в Брюсселе. Они отмечают, что здесь все оформляется медленно. Имеется в виду некая бюрократия. Если заболел и сдаешь анализы, то тебя направят в больницу, а анализы будут готовы через месяц. Один наш соотечественник ждал подключения Интернета больше месяца. Мастер пришел через 30 дней и все сделал за три минуты. Машину этот же кыргызстанец оформлял три месяца, при этом у него набежала приличная сумма за хранение авто.
Если вы спросите меня, стоит ли посмотреть на Брюссель, однозначно отвечу: "Да". У меня остались хорошие воспоминания от поездки. Небольшие недостатки — это не приговор. Возможно, где-то я ошибся, но для полного изучения города мне понадобилась бы как минимум неделя.
Если все же вам интересна политическая часть поездки, то вот совместное заявление президента Сооронбая Жээнбекова и главы Еврокомиссии Жан-Клода Юнкера по итогам визита главы КР в институты Евросоюза.