После заявления Министерства экономики, что в Кыргызстане снизится единая ставка таможенной пошлины на авто до уровня ставок 2014 года, отечественные покупатели задались вопросом, ожидается ли обвал цен на вторичном рынке автомобилей.
Как сильно выросли цены на подержанные авто?
По мнению скупщика Вячеслава Кондратьева, на вторичном авторынке Кыргызстана впервые за многие годы наблюдается подобие стабильности: стоимость машин уверенно растет.
"Сейчас ввозят намного меньше машин. Они почти новые, а значит, цена соответствующая. Те же автомобили, которые имеют приличный пробег по дорогам Кыргызстана, с каждым годом теряют свой товарный вид. Поэтому мы видим на рынке "убитые" машины по средним ценам и авто в хорошем состоянии, но намного дороже", — объяснил он.
Директор Ассоциации иностранных инвесторов Искендер Шаршеев прогнозирует неизбежные перемены в ближайшие годы.
"Стоимость авто в Кыргызстане ежегодно будет расти на 5-7 процентов. Не забывайте, что спрос рождает предложение, а он у нас есть всегда", — уверен Шаршеев.
Эксперт считает, что из-за роста цен на топливо ближайшие 5-6 лет авторынок Кыргызстана пополнится электромобилями и гибридным транспортом. Это может обрушить цены на машины среднего класса, однако стоимость авто класса "люкс" будет по-прежнему высокой, говорит он.
В Кыргызстан хлынут дешевые машины из Европы?
Эксперт в области экономики Айдарбек Самыкбаев уверен, что будущее страны за электромобилями, которые наносят минимальный вред экологии.
"Предполагается снижение размеров единой ставки таможенной пошлины и налогов для ввозимых машин. Электромобили станут ввозить в страну по нулевой ставке. Однако необходимо, чтобы премьер-министр подписал этот указ", — сказал он.
Самыкбаев уверен, что сценарий снижения единой ставки таможенной пошлины на авто до уровня 2014 года очень даже правдоподобен.
По проекту Министерства экономики таможенной ставки на электромобили вообще не будет. В пресс-службе Минэконома сообщили, что сейчас документ находится в правительстве на рассмотрении.
Председатель комитета содействия экспорту и логистике Торгово-промышленной палаты КР Кубат Рахимов сказал, что эти перемены могут разрушить стратегию развития автомобильного рынка, которая сложилась за последние годы.
"В Кыргызстане "свежей" считается машина 2005 года выпуска. Это не соответствует нормам ЕАЭС, который целенаправленно подталкивает рынок к обновлению парка. Посмотрите, как обновились автопарки Беларуси, России, Казахстана после введения норм ЕАЭС. Инвесторы только захотели строить автосборочные заводы в Кыргызстане. Снижение таможенных ставок притормозит развитие этой сферы на несколько лет", — сказал Рахимов.
Он отметил, что после снижения таможенных ставок в Кыргызстан могут хлынуть дешевые авто со вторичного рынка Европы.
"Крупные европейские города запрещают использование авто на дизельном топливе. Они направят бэушные машины в такие страны, как Болгария и Таджикистан. Постановление, которое лоббирует Минэконом, "подыграет" экспортерам подержанной техники", — отметил Рахимов.
Эксперт подчеркнул, что проблему обновления автопарка таким образом не решить, можно ее лишь отсрочить. А через пару лет уже перед кыргызстанцами встанет проблема утилизации таких авто.
Экономический эксперт Жумакадыр Акенеев, несмотря на вероятное снижение таможенных пошлин, считает, что представителям среднего класса все равно невыгодно перемещаться на собственном транспорте.
"Машины будут не самым выгодным вложением. Сегодня отмечается резкое подорожание ГСМ, а значит, интерес к машинам пойдет на спад. Среднему классу становится невыгодно ездить на своем авто — это сильно бьет по карману", — заявил Акенеев.
Эксперты сходятся во мнении, что в ближайшие годы на автомобильном рынке страны наступит новая эра. На ситуацию повлияют импорт новых гибридных и электромашин, а также строительство автосборочных заводов в Кыргызстане.
Как это отразится на рынке новых автомобилей Кыргызстана?
Хотя большинство специалистов говорит о сложившемся среди кыргызстанцев мнении, что приобретать новый автомобиль в КР слишком дорого, в стране уже открылось несколько автосалонов.
Менеджер по продажам "Toyota-центра" Рашид Хасанов уверяет, что за два года объемы торговли выросли на 15-20 процентов.
"Сегодня людей не пугает стоимость новой машины — они понимают, что у нее много преимуществ. Тем более наши цены не сильно разнятся с рыночными. Например, подержанная Toyta Camry 2014 года выпуска стоит 22 тысячи долларов, а в магазине эта же модель 2017 года продается за 27 тысяч", — рассказал Хасанов.
Маркетолог автомобильного концерна Ravon Элита Каниметова говорит, что за короткое время компании удалось реализовать несколько десятков машин, что является неплохим показателем спроса на первичном рынке авто.
"Цены на наши автомобили могут посоревноваться с рыночными: разница всего в паре тысяч долларов, но машины-то новые", — отметила она.
Вывод
Экономические эксперты уверены, что снижение таможенных пошлин может поставить под вопрос как деятельность компаний по продаже новых автомобилей, так и прогнозируемый запуск автосборочных заводов и создание рабочих мест.
Это, по мнению специалистов, не ударит по карману автолюбителей в Кыргызстане, но ухудшит экологическую ситуацию в стране.