Передо мной лежат снимки довоенных лет, сделанные еще пластиночными фотокамерами. Большие и маленькие фото пожелтели от времени, местами протерлись и поистрепались, но в них — история жизни удивительного человека Абдували Курбаналиева, одного из первых военных летчиков в Кыргызстане.
Внук Абдували Султангалиевича делится дорогими сердцу воспоминаниями о дедушке. Взрослый, солидный мужчина волнуется, то и дело сбивается с мысли, рассказывая биографию родственника. Ринат Маратович сделал практически невозможное — собрал полный архив документов (подлинников и фотографий) о военной службе своего деда. Между тем последнее пристанище военного офицера — могила на Ала-Арчинском кладбище в столице — может исчезнуть, как и многие другие: здесь проводят рекультивацию, чтобы осуществлять новые захоронения.
История одного героя
23 июня 1906 года в семье крестьянина-батрака родился первенец Абдували. Детство и отрочество он провел в родном селе Черик неподалеку от тогдашнего Пржевальска (ныне Каракол). В 1913 году мальчик поступил в первую мужскую школу города.
Октябрьская революция больших корректив в жизнь Абдували не внесла. Ему были интересны военные, участвовавшие в установлении новой власти на Иссык-Куле. Мальчишка мечтал быть похожим на них, особенно на летчиков, обрести стальные крылья и покорить небо.
После окончания школы в 1922 году Абдували решил уехать в Пишпек, чтобы вступить в ряды Красной Армии. Однако в столице Туркестана, Ташкенте, тогда объявили первый национальный набор (для коренных жителей Средней Азии) в военное училище. Так, в мае 1923-го Абдували стал курсантом Объединенной среднеазиатской военной школы младших командиров РККА.
Учеба давалась парню легко, ведь он занимался любимым делом. Курсантам не только преподавали теорию, но и часто отправляли их в "горячие точки". В те годы в регионе активно действовали басмаческие банды, и молодые военные защищали от них населенные пункты.
В конце 1927 года Абдували перевели во Фрунзе, в распоряжение ВПТ окружного военкомата. Новобранцы национальной школы не знали русского языка, поэтому встал вопрос об их обучении. Абдували же свободно владел и русским, и несколькими тюркскими языками. Кроме курсантов, ему приходилось обучать и бойцов РККА, а также формировать отряды в полевых условиях, выезжая в длительные командировки.
В 1929 году ситуация на границе с Афганистаном резко ухудшилась: многотысячные бандформирования под руководством Ибрагимбека перешли границы Таджикистана, Узбекистана и Туркменистана. Требовались дополнительные военные силы, и Абдували в срочном порядке назначили командиром взвода 10-го горно-стрелкового полка в город Керки (Туркменистан). Вскоре он стал политруком полка.
Басмаческое войско продержалось недолго. Когда оно было разгромлено, а Ибрагимбек взят в плен, Курбаналиев получил за боевые заслуги первую награду — орден Трудового Красного Знамени Таджикской ССР (№130).
В начале 1931 года сбылась мечта будущего героя: его направили на обучение в Оренбургскую военно-летную школу пилотов и летчиков-наблюдателей. Радости молодого офицера не было предела, он стал одним из лучших на курсе.
С отличием окончивший школу Абдували был направлен в Среднеазиатский военный округ — в распоряжение 37-го авиабомбардировочного полка. Тридцать пятый авиаотряд, где он служил, "курировал" территорию всего округа, объединившего пять республик СССР, и совершил много боевых вылетов.
Каждый вылет военного летчика сопряжен с большим риском. В 1934 году Курбаналиев сумел посадить под Самаркандом неисправный самолет Р-3. Он выжил, но получил контузию, и это стало переломным моментом в судьбе Абдували.
В 1940 году командование приняло решение в срочном порядке переформировать аэроклубы в летные военные школы первичной подготовки. В Ташкенте открылась военная школа стрелков-бомбардировщиков, а капитан Абдували Курбаналиев был назначен преподавателем военной тактики.
В начале войны, в 1941-м, он написал командованию заявление об отправке на фронт, но получил отказ из-за болезни. Офицера направили во Фрунзе для формирования и организации работы 24-й военно-летной школы первичной подготовки. Первых слушателей-курсантов в школу набирали уже в августе того года. Среди них были и курсанты Фрунзенского аэроклуба, например, будущий летчик, дважды Герой Советского Союза Талгат Бегельдинов. Курбаналиев остался в школе на должности начальника кафедры строевой подготовки и кадров. У него сложились теплые отношения с Бегельдиновым, офицеры еще долгое время дружили после войны.
В декабре 1941 года на базе школы было сформировано Одесское военное летное училище. Абдували назначили на кафедру военной топографии и тактики, а также начальником отдела кадров. Он был единственным кыргызом и военным летчиком среди преподавателей училища. Работал там вплоть до окончания ВОВ, а в конце 1945-го был демобилизован по состоянию здоровья.
После демобилизации из рядов СА Абдували Курбаналиев много лет трудился на гражданских должностях. Он ушел из жизни в 1971 году в результате болезни, с которой боролся много лет.
Военный летчик, герой своего времени, первый кыргыз, поднявшийся в небо, отличный семьянин и друг — таким Абдували Курбаналиев запомнился потомкам. Для них это лучший пример целеустремленного и мужественного человека.
Я очень надеюсь, что имя Абдували Султангалиевича Курбаналиева займет достойное место среди имен других героев на Аллее авиационной славы Кыргызстана.