26 сентября Жогорку Кенеш рассматривал в третьем чтении поправки в два закона: "Об охране атмосферного воздуха" и "Об экологической экспертизе". Изменения предлагались в виде одного законопроекта. Разработчик — Госагентство охраны окружающей среды и лесного хозяйства при правительстве КР.
При этом топливо классов К4 и К5 практически не отличается по цене от К3 и ниже.
Что бы изменил законопроект?
Ключевое изменение в том, что поправки запретили бы ввоз в Кыргызстан бензина и дизтоплива классом не ниже К4. То есть нефтетрейдеров обязали бы завозить только ГСМ повышенного экологического класса, благодаря чему снизится уровень выбросов вредных веществ в атмосферу.
Согласно данным Евразийской экономической комиссии, по сравнению с К3 бензин класса К4 содержит серы в три раза меньше, а К5 — в 15 раз.
Содержание серы в топливе экологических классов:
К3 — 150 миллиграммов на килограмм;
К4 — 50 миллиграммов на килограмм;
К5 — 10 миллиграммов на килограмм.
Второй момент касается изменений в части экологической экспертизы. Речь идет о моментах, когда в Кыргызстане открывается предприятие, которое может негативно повлиять на экологию. Инициатор предложил внести коррективы, касающиеся объектов экологической экспертизы, представления материалов на государственную экоэкспертизу и порядка ее проведения.
Подробнее ознакомиться с предлагаемыми поправками можно в сравнительной таблице (второе чтение).
Почему депутаты не приняли эту меру?
Законопроект прошел два чтения — парламентариям оставалось принять документ в третьем, и он отправился бы на стол президенту. Голосование состоялось 27 сентября. За инициативу проголосовали 50 депутатов, против — 59. Оставшиеся 11 парламентариев отсутствовали. Таким образом, законопроект отклонили.
Вот список проголосовавших депутатов:
Депутат от фракции СДПК Дастан Бекешев один из тех, кто проголосовал за эту норму. В разговоре с корреспондентом Sputnik Кыргызстан он сделал предположение, почему половина депутатов отказалась принять поправки.
"Потому что один из коллег выступил и заявил, что есть коррупция в законопроекте, хотя там коррупции никакой нет. Это все связано с бизнесом. Пока это будет продолжаться, мы никогда не разовьемся. Я считаю, что законопроект отклонили именно из-за нормы о переходе на топливо классов К4 и К5", — заявил Бекешев.
Его коллега Азамат Арапбаев проголосовал против принятия законопроекта. Он объяснил корреспонденту Sputnik Кыргызстан, что на это есть две причины.
Во-первых, его не устроили поправки в части экологической экспертизы. По его мнению, если бы этот законопроект приняли, то экологической экспертизой занимались бы представители местных администраций. Он аргументирует, что в органах МСУ нет квалифицированных экологов, а экспертизой должны заниматься специализированные органы.
Во-вторых, депутат заявил, что преждевременный переход на топливо классов К4 и К5 навредит бизнесу.
"Когда мы вступали в ЕАЭС, в документах уже было заложено, что мы перейдем на эти стандарты. Зачем еще что-то делать и усугублять? У нас есть отечественные производители — нефтеперерабатывающие заводы в Джалал-Абаде, Кара-Балте и Токмоке. Этим законом мы загоним их в угол, а это тысячи рабочих мест и миллиарды налоговых отчислений. Им надо дать время на модернизацию", — заявил Арапбаев.
Следует отметить, что по действующему на сегодня закону в государственной экологической экспертизе участвуют местные самоуправления и специально уполномоченные органы. Законопроект предлагал включить в этот список "соответствующие госорганы надзора и контроля в пределах своих компетенций", а также местные государственные администрации.
Кыргызстан все равно перейдет на К4 и К5
Евразийская экономическая комиссия утверждает, что условия вступления Кыргызстана в ЕАЭС позволяют стране перейти на бензин и дизельное топливо экологического класса К4 и К5 с 12 августа 2021 года.
"Те, кто производит топливо в Кыргызстане либо ввозят его в республику, вправе получить до 12 августа 2019 года документы об оценке соответствия их продукции обязательным требованиям национального законодательства и реализовывать ее в КР по этим документам до 12 августа 2021-го", — говорится в сообщении ЕЭК от 16 января этого года.
При этом одновременно в Кыргызстане могут выпускаться и реализовываться ГСМ класса К4 и К5.