Многие предшественники Суракматова оставили должность мэра на фоне какого-нибудь скандала. Похоже, он учел чужие ошибки и решил быть вне политики.
С новым главой Бишкека нам удалось поговорить о планах развития города, "звездных" директорах столичных школ, парковках, ремонте дорог и о многом другом. Вопросы о личной жизни и политике хозяйственник Суракматов предпочел обойти.
— Бишкек — небольшой город. Как вам кажется, трудно сделать из него "конфетку"?
— Бюджет Алматы составляет 1,5 миллиарда долларов, а Бишкека — 120 миллионов, то есть примерно в 12 раз меньше. Чтобы сделать из города "конфетку", нужны деньги. Для любого начинания требуется финансирование. Если мы добьемся увеличения городского бюджета с помощью резервов, нам удастся сделать столицу более удобной, безопасной и зеленой — такой, какой она была раньше.
— А где взять средства?
— Прежде всего надо развивать бизнес, обеспечить предпринимателям максимально благоприятные условия, чтобы они работали и платили налоги. Сегодня нам должны около 300 миллионов сомов только по земельному налогу и порядка миллиарда — за аренду земли. Есть и долги за использование муниципального имущества. Если система государственно-частного партнерства заработает лучше, а для бизнеса будут созданы более благоприятные условия, думаю, налогооблагаемая база увеличится. На эти средства можно реализовать много проектов, о которых просят горожане.
— С 2019 года в стране начнет действовать Кодекс о проступках. Он, к примеру, предусматривает штрафы за плевки и выброс мусора в неположенном месте. На это вы тоже рассчитываете? Я имею в виду бюджетные резервы…
— Возможно, лишь отчасти. Вряд ли за счет таких штрафов мы соберем много денег. Нововведение скорее призвано дисциплинировать горожан.
Общественный транспорт
— Как вы собираетесь решать проблемы общественного транспорта? Помнится, раньше власти планировали "очистить" центр города от маршруток и даже говорили о надземном метро.
— Мы поставили задачу увеличить количество муниципальных автобусов и троллейбусов. Частные фирмы-перевозчики восполняют дефицит общественного транспорта в Бишкеке, и за это им спасибо. Полностью разрывать с ними отношения мы не будем. Возможно, постепенно подойдем к тому, что автобусы большой вместимости тоже станут частными. Ну и опять же надеемся на государственно-частное партнерство.
— А к техническому состоянию транспорта будут предъявляться какие-то требования?
— Согласно одному из тендерных условий, транспортные средства должны быть "не старше" 5-7 лет. В салоне необходимо поддерживать чистоту и установить видеокамеры с подключением к центральному серверу, чтобы мы могли контролировать работу водителей… Думаю, в условиях тендера будет предусмотрен перечень достаточно жестких требований.
— В декабре 2017 года было заявлено, что мэрия на деньги "Газпрома" купит 350 автобусов, работающих на газе, но до сих пор не приобрели ни одного…
— Да, былое такое соглашение между мэрией и "Газпромом". Для его реализации компания построила в северо-западной части города большую газозаправочную станцию, а потом проект по каким-то причинам заморозили. Я встречался с представителями "Газпрома", мы продолжили переговоры. Мэрия должна исполнить взятые на себя обязательства. Надеюсь, в ближайшее время мы начнем закупку автобусов на газе.
Парковки
— Одна из проблем столицы — нехватка парковок. Как она будет решаться?
— В центре города многие водители по утрам оставляют машины на дороге возле места работы и уезжают только вечером. То есть автомобиль целый день занимает полосу… Разработан проект положения, согласно которому с владельцев этих машин будут брать оплату. Мы пытаемся определить перечень дорог, на которых часто наблюдается транспортный коллапс. Может, в итоге получится список из 20 улиц, а может, и больше. Если человек хочет оставить там авто, пусть платит. Установим платежные терминалы или назначим парковщиков, которые будут собирать средства. А может, даже будем сдавать наиболее загруженные улицы в аренду — Чуй, Эркиндик, Киевскую, Абдрахманова, Ахунбаева, Токтогула, Фрунзе.
— А можно узнать, сколько примерно это будет стоить — оставить автомобиль на весь день в центре города?
— Парковка возле ЦУМа сегодня стоит 40 сомов в час. Полагаю, можно немного снизить тариф, но это должен определить Бишкекский горкенеш. Я считаю, если автовладелец будет знать, что за один день ему придется выложить около 200 сомов, он хорошенько подумает, прежде чем оставлять машину возле офиса. Это и есть наша цель — не заработать, а "разгрузить" улицы. Я вообще за удобный город для пешеходов
Ямочный ремонт
— Южную магистраль построили в 2009 году. С тех пор, насколько я помню, ямочный ремонт там ни разу не потребовался. То есть у нас могут строить качественные дороги, но почему-то делают это редко. Давно ходят слухи, что постоянный ямочный ремонт выгоден какой-то "мафии". Вы планируете решать проблему?
— Мы хотим, чтобы дороги, которые строят и реконструируют сейчас, были качественными. Две недели назад привлекли независимых экспертов, они взяли образцы и провели анализ. Можем сказать, что сегодня качество объектов соответствует требованиям. Надеюсь, эти дороги прослужат долго. Возможно, мы внедрим новые методы ямочного ремонта, чтобы он тоже был качественным.
Директора столичных школ
— Многие считают, что директора школ в Бишкеке чувствуют себя президентами собственных государств. Люди жалуются на "добровольно-принудительные" родительские фонды.
Благоустройство города
— Как вы думаете, надо ли предоставить больше полномочий товариществам собственников жилья?
— Да, планируется дать местным территориальным управлениям, ТСЖ и квартальным управлениям больше прав в части санитарной очистки, сбора средств, содержания домовладений или кварталов. Территории многих дворов находятся в плачевном состоянии: там месяцами лежит мусор, приходит в негодность ирригационная система, сохнут деревья… Рассматривается вариант, при котором часть средств за услуги муниципального предприятия "Тазалык" — например, 10 процентов — будет поступать МТУ.
— Помните историю о покупке саженцев по 9 тысяч сомов? Бишекчане опасаются, что последующие проекты озеленения столицы снова окажутся тяжелым бременем для бюджета…
— Мы сейчас развиваем свои питомники, местные саженцы будут стоить намного дешевле. Этот вопрос будут контролировать экологи и общественность, а мы намерены периодически предоставлять населению информацию.
Стройки в центре
— Не считаете ли вы, что нужно ввести запрет на строительство в так называемом "золотом квадрате"?
— Мы вносим на утверждение проект детальной планировки центра города, где будет указано, что можно строить, а что нельзя. Это должны определять эксперты — градостроители, архитекторы, экологи и другие. Мэрия заплатила Институту градостроительства при Госстрое 22 миллиона сомов за полное технико-экономическое обоснование. Данный проект определяет, сколько людей в перспективе будет проживать в "золотом квадрате", сколько нужно инженерных сетей, коммуникаций, трансформаторов, чтобы хватило всех мощностей.
Когда проект будет внесен на обсуждение горкенеша, начнутся общественные слушания. Мэрию и главного архитектора столицы я вижу в роли арбитров, которые должны учитывать интересы и мнения всех сторон.
Расширение Бишкека
— Каковы перспективы расширения города за Южной магистралью?
— Еще в советское время говорили о тектоническом разломе в южной части города. Это учитывается при планировке?
— Да, есть заключение институтов сейсмостойкого строительства и градостроительства. На разломе ничего возводить не будут.
— Вы планируете построить в городе новые достопримечательности, интересные памятники, площадки?
— В этом году мы строим семь скверов, в следующем запланировано строительство еще десяти. Сейчас разрабатываем эскизы. Также повторно объявили конкурс на разработку эскиза памятника Бишкек Баатыру.
— Как вы реагируете на критику в соцсетях? Вообще следите за этим?
— Критика есть, и мы не можем ее не замечать. Всегда стараемся реагировать.