Парламентская ассамблея (ПА) — один из ключевых институтов ОБСЕ, созданный в 1991 году по просьбе глав государств и правительств организации. В нее входят более 300 парламентариев из 57 стран. Ключевая роль ПА заключается в содействии демократическому развитию, проведению мониторинга выборов, укреплению парламентских связей и доверия в регионе ОБСЕ.
За всю историю существования Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе заседание Парламентской ассамблеи лишь второй раз провели в Центральной Азии. В нем приняли участие свыше 150 парламентариев из 46 стран Европы, Азии и Северной Америки.
— Господин фон Аркс, почему Бишкек выбрали в качестве места проведения очередной сессии?
— Центральная Азия сегодня, вероятно, является единственной "позитивной" территорией во всем регионе ОБСЕ. Пока некоторые другие регионы и страны следуют агрессивной политике, государства ЦА решили сотрудничать друг с другом и укреплять доверие изнутри.
Идея провести Парламентскую ассамблею в Кыргызстане родилась два года назад — республика сама внесла такое предложение. Я считаю, что КР является образцом демократического развития в Центральной Азии. Фундаментом для этого служат твердая приверженность местных лидеров принципам демократии, а также активное гражданское общество.
— Кыргызстан только предоставил площадку для проведения встречи или принимал в ней участие наравне с другими государствами?
— Кыргызстан является членом ОБСЕ, а потому имеет все права и обязанности государства-участника. О том, какое огромное значение руководство страны придает Парламентской ассамблее и ОБСЕ в целом, говорит участие в заседании президента Сооронбая Жээнбекова и спикера Жогорку Кенеша Дастанбека Жумабекова.
— Какие вопросы рассматривали участники встречи?
— Заседание было посвящено безопасности в Центральной Азии и за ее пределами. Участники говорили о приграничных угрозах, миграции, торговле и окружающей среде.
— А какие угрозы существуют на границе?
— Сегодня мы наблюдаем существенные достижения в области делимитации и демаркации границ Кыргызстана с соседями. Но некоторые участки госрубежей, которые еще предстоит разграничить, служат коридором для контрабанды товаров и наркотиков. К тому же "Исламское государство"* сейчас теряет позиции на Ближнем Востоке, и многие боевики возвращаются на родину. Еще одна проблема — нелегальная миграция в КР и из нее.
Важно отметить, что правительство Кыргызстана успешно решает данные вопросы, и я очень горд тем, что офис ОБСЕ тоже в этом участвует. Мы оказываем техническую поддержку пограничной и таможенной службам, а также содействуем трансграничной торговле.
— Решения ПА ОБСЕ постоянно претворяются в жизнь. Но на осеннем совещании ассамблея не принимает официальных решений: идея этой встречи в том, чтобы обеспечить платформу для дискуссий и обсудить темы на предстоящий год. Резолюции принимаются на ежегодной летней сессии.
— Где Кыргызстану и другим небогатым странам взять средства на реализацию инициатив ОБСЕ?
— Некоторые эксперты утверждают, что парламентаризм как форма правления испытывает трудности в развитии. Особенно часто это говорят о Центральной Азии. Вы согласны с такими заявлениями?
— Надо оперировать фактами. Парламентаризм способствует подотчетности политиков народу, и последние 150 лет его география только расширялась. Каждое государство вправе выбирать свою форму правления. Есть страны с очень сильной централизованной властью, но есть и такие, где власти больше у автономий. Лично я считаю, что у парламентаризма хорошие многолетние перспективы.
* Террористическая организация, запрещенная в Кыргызстане, России и других странах.