Сегодня Айтмат по-прежнему занимается продажами, только вместо модной обуви реализует фирменную верхнюю одежду в одном из торговых центров столицы. Корреспонденту Sputnik Кыргызстан молодой предприниматель рассказал, как открыть свое дело, в чем особенность ведения бизнеса по франшизе, а также что стало с его магазином обуви в Таласе.
— Расскажите о своей работе.
— Сейчас наша команда занимается текстильным ритейлом, эту деятельность можно отнести к фэшен-индустрии. Мы работаем по международной франшизе. Компания, с которой заключили договор, была создана еще в 1960-х годах во Франции. После того как ее выкупил турецкий бизнесмен, она стала ориентироваться на страны Азии. Продажи в основном идут через розничные магазины. Их очень много — как небольших, так и гипермаркетов площадью в сотни квадратных метров.
— Сколько стоит франшиза? Сегодня немало рекламы о запуске бизнеса по этой системе, но насколько она эффективна?
— Мы не можем озвучивать стоимость франшизы, но скажу, что пришлось приложить усилия, чтобы добиться лояльной цены. Я несколько раз летал на переговоры в Турцию, так как дирекция предъявляла много требований. Выполнить все мы не могли просто физически, поэтому пришлось искать компромисс.
Утверждать, что бизнес по франшизе — это всегда выгодно, нельзя. Первым делом рекомендую отказаться от бездумной траты средств на проект, о котором вы ничего не знаете. Для начала надо провести анализ рынка, понять, нужен ли конкретный товар вашей аудитории. Разузнайте про компанию как можно больше: у вас должна быть достоверная информация об успехах и провалах потенциальных компаньонов. Это можно сделать самостоятельно либо нанять специалистов.
— С чего вы начинали? Какой была ваша первая работа?
Впоследствии именно этот опыт позволил мне запустить аналогичный проект в Таласе: там я открыл магазин по продаже турецкой обуви. Если честно, не ожидал, что будет такой успех: в хорошие дни доход достигал 90 тысяч сомов. Но я не относился к этому магазину серьезно, а зря. Мне было всего 19 и хотелось успеть все сразу. Поэтому я уехал в Казахстан, доверив магазин напарнику.
В соседней стране участвовал в открытии трех ресторанов. Это был очень крутой опыт, но сил на дело в Таласе у меня не оставалось. Вернувшись в Бишкек, я стал думать о новых проектах.
— А можно подробнее о том, чем вы занимались в Китае?
— Я приехал туда в 17 лет. Учился в университете на востоковеда, а в КНР отправился для освоения языка и знакомства с культурой страны. Первое время постоянно испытывал шок. Там все другое: масштабы, люди, традиции… Но все новое было мне интересно.
Мой брат жил в Урумчи, поэтому мне казалось, что можно не беспокоиться — я буду привыкать к новой стране в комфортных условиях. Ага! Брат довез меня до университета, высадил там, и наша вторая встреча состоялась только через месяц (смеется). Честно говоря, это многому меня научило. Когда ты попадаешь в такую ситуацию (а ее можно назвать стрессовой), раскрываешься с новой стороны. Это была невероятная практика.
— Вы обучались на бюджетном отделении?
— Нет, я оплачивал контракт. Кстати, уверен, что потраченные деньги полностью окупились. Я не думал о престижности вуза, а выбирал из тех, которые были по карману моей семье. В Китае много университетов, где можно получить качественное образование за приемлемые деньги.
— Какие особенности китайской культуры удивили вас больше всего?
Еще там другая культура труда. К примеру, у нас на одного подчиненного часто приходится пять начальников, а там наоборот. Работа на объектах не прекращается 24 часа в сутки, особенно это заметно на стройках. Может, поэтому им удается в короткие сроки возводить огромные многоэтажки…
В Китае я учился и работал два года, домой вернулся в 2012-м. Не могу передать вам, какие эмоции тогда испытал. У нас так хорошо! Бишкек пусть и небольшой город, но с "душой". Здесь удобно жить, все находится в зоне досягаемости, и, что оказалось важно для меня, наши люди умеют жить не спеша. Большие города вечно шумят, гудят, люди куда-то бегут, а у нас поутру можно встретить человека, который спокойно гуляет, улыбаясь прохожим.
— Расскажите о своем крупном финансовом провале.
— Самые большие финансовые потери я понес как раз из-за магазина в Таласе. Продажи шли хорошо, но я не учел некоторые важные аспекты, которые в итоге привели к краху. Запуск проекта стоил мне около 30 тысяч долларов. Деньги я брал в долг, а когда выплатил кредит, пропал былой азарт, тем более что меня переманили в Казахстан. Если бы я мог повернуть время вспять, наверное, расставил бы приоритеты иначе, но это стало для меня хорошим уроком, пусть и весьма дорогим.
— В какой сфере, на ваш взгляд, можно открыть бизнес, который непременно будет приносить прибыль?
— Сфера общественно питания актуальна всегда: рестораны, кафе, закусочные открываются каждый день. Если бизнесмен сможет продержаться на плаву чуть больше трех лет, ему будет под силу реализовать любой проект. Но мне сейчас трудно давать какие-то советы: чтобы открыть свое дело, предприниматель должен трезво оценивать все риски.