Двадцать лет назад на месте одного из самых популярных кафе города Каракола было заброшенное помещение. Его смогли привести в порядок, и теперь ни один турист не проходит мимо этого небольшого кафе.
— У вас всегда так много иностранцев в заведении?
— Да, все наши официанты знают иностранный язык. Это очень удобно в работе с клиентами. До 2008 года наш ресторан был обычной столовой, каких тысячи по стране. За 8 лет работы столовая выросла, и нам захотелось быть чем-то большим. Потом я понял, что долго стоять на одном месте нельзя и нужно развивать семейное дело. Поэтому мы приняли решение о глобальных переменах. Половину стен снесли, надстроили еще два этажа, изменили планировку и концепт заведения в целом.
Это было затратно, но необходимо для того, чтобы стать рестораном, а не местом для перекуса. И нам удалось добиться желаемого. По вечерам кухня и официанты не успевают обслуживать гостей, но все относятся к этому терпеливо.
— Что стояло на месте ресторана до того, как он был столовой?
— В 1996 году мои родители выкупили старый магазин канцелярии. Пять лет помещение пустовало, тогда мы занимались другим бизнесом. В 2001 году открыли небольшое кафе "Зарина".
Название очень дорого каждому члену нашей семьи. Младшую сестренку зовут так, когда мы купили здание, она пошла в первый класс. В самом начале мы хотели здесь открыть площадку развлечений для детей: продавать мороженое, сладости и прочее. Потом решили, что выгоднее будет обычная кухня.
Сегодня мы стараемся соответствовать всем требованиям. Не так давно установили хорошую кофемашину и обучили сотрудников пользоваться ею. Для иностранцев кофе — это что-то важное. Один человек может в день выпить до шести-восьми чашек напитка.
— Сколько сейчас вы зарабатываете благодаря этому ресторану?
— О доходах не стану говорить, есть моменты, которые лучше оставить при себе. У нас работают 25 человек, и это только в Караколе. Есть еще заведение в Бишкеке, им занимается младший брат.
— Как сейчас обстоят дела с ценами на недвижимость в Караколе?
— Каракол — туристический город, привлечением иностранцев занимаемся лишь мы — предприниматели. Держим кафе, гостиницы, придумываем какие-то фишки для привлечения новых людей. Нам никто не говорил, как надо работать с туристами, мы сами себя "раскачали". И давайте не будем скрывать, что местное население делает для города очень много: улучшаем сервис, стараемся внедрять классные новшества.
Цены на недвижимость с каждым годом выше. Должен признать, что отчасти на их рост повлияли предприниматели. Объясню вам это на примере моего дела. Мы купили помещение в 100 квадратных метров, через пару лет выкупили соседние сараи. После этого снесли все и построили то, что вы видите. Все это за счет чистой прибыли кафе. Нам никто не помогал, не спонсировал. Мы начали разрастаться и развивать то, что приносит прибыль. Такой путь развития прошли многие здешние предприниматели.
Как известно, там, где развивается бизнес, цены на недвижимость всегда будут расти.
— Стоит ли инвестировать в жилье в Караколе?
Сегодня земля, квартиры, дома стоят подъемных денег. Уверен, что еще 10-15 лет, и недвижимость в Караколе будет стоить в 30 раз дороже.
Росту цен способствует несколько фактов. В Каракол приезжают туристы из самых отдаленных уголков мира. Здесь есть все: горы, воздух, озеро. Активно работая с иностранцами, я заметил, что ежегодно их становится все больше. А это толчок к развитию туризма.
Близких, которые планируют мигрировать отсюда, я всегда уговариваю не продавать жилье. Рано или поздно они вернутся, а лучше атмосферы, чем в собственном доме, не будет. Еще один аргумент, и очень весомый, — дома эти вырастут в цене. Думаю, не стоит упускать возможности заработать. Это не говорит о том, что нужно просто сидеть и ждать, когда цены станут еще выше. Ваше жилье можно пустить в оборот: открыть гостиницу или хостел.
— Какое время было самое тяжелое для вас?
— Трудно было после двух революций. Мы не знали, что делать, люди были в панике. После тех событий просто опускались руки и пропадало желание делать что-то. Мы столько денег вложили в развитие города, инвестировали в продвижение собственного дела. А потом этот хаос, закрытие границ… За границей информация о беспорядках не прошла незамеченной, туристы не хотят ехать в опасное место.
— А как же время после развала Союза?
— Тогда появилась хорошая возможность для поднятия кэша. Мои, ваши родители в те годы должны были стать миллионерами. Проблема в том, что в их сознании слишком крепко засела совковая идеология. Если бы я был старше, приложил бы максимум усилий к тому, чтобы отхватить лакомый кусочек и сделать из него что-то крутое.
Проблема не в развале Союза, а в том, что многие, кто успел попасть в воронку, не знали, как поступать, и потом просто перепродали объекты, даже не попытавшись сделать что-то толковое.
— Что вы можете сказать о потоке туристов 2018 года? Гостей из каких стран больше всего?
— Скажу, что иностранцев было больше, чем в прошлом году. Я заметил, что к нам все чаще приезжают арабы.
Хочется, чтобы государство и дальше разрешало гражданам развитых стран въезжать в Кыргызстан без визы. Это очень облегчает работу бизнеса. Ну и помощь властей будет замечательным подспорьем для развития предпринимательской деятельности.
У нас, как и по всей стране, много проблем, которые затрудняют продвижение собственного дела.
— Где ваша сестренка Зарина, в честь которой названо ваше кафе?
— Она уехала во Францию. Там вышла замуж и родила дочь, больше четырех лет она является гражданкой другой страны. Наше семейное дело, впрочем, тоже не стоит на месте: планируем открыть гостиницу и хостел под своим брендом.
А это долина Жыргалан, она находится в 80 километрах от Каракола. Жители этого села ищут сотрудников для работы гидами с туристами.