Шухрат Хадыходжаев знает, как за 10 дней овладеть специальностью, которая позволит хорошо зарабатывать. Молодой человек обучает людей ремонту бытовой техники. По словам Шухрата, опытный мастер может зарабатывать до 100 тысяч сомов месяц.
— Как вы научились чинить бытовые приборы?
— Дело в том, что в нашей семье не было мужчин, кроме меня. Через девять месяцев после моего рождения папа погиб в автоаварии. Я с мамой, старшей сестрой и бабушкой жил в селе (точнее, в поселке Октябрьском Джалал-Абадской области), а потому дома было много мужской работы. Маме приходилось обращаться к мастерам — их у нас называли шабашниками, и они всегда были немного подшофе.
Когда мастер поколдовал над деталями, машинка все-таки заработала. Он взял у мамы 500 сомов (огромная по тем временам сумма для нашей семьи!) и ушел… И что вы думаете? Через два месяца "стиралка" опять сломалась. Мама была в отчаянии, а я решил сам вскрыть технику так, как это делал дядя Эдик, и посмотреть, что внутри. Стало ясно, что сельский мастер вообще не притрагивался к мотору! Их еще на заводе заливают лаком, поэтому любое вмешательство было бы заметным.
Зато я увидел непонятную сгоревшую деталь — реле. У нас были такие дома, они стоили сомов двадцать… В общем, машинка вновь заработала. Со временем я начал ремонтировать домашнюю мебель. Позже ко мне стали приходить соседи: вызывать мастера из Джалал-Абада было дорого, а я брал за работу, сколько давали. Один раз со мной расплатились даже тыквой и молоком — денег у сельчан немного.
— Расскажите о жизни в джалал-абадском селе.
— Молодых людей там практически нет — они уезжают на заработки в Россию или Казахстан. В селе живут только старики и дети, которых оставляют на бабушек и дедушек. Люди зарабатывают деньги в другой стране и возвращаются. На накопленные средства они строят дом, женят сына, выдают замуж дочь…
— Я слышала, свадьбы на юге празднуют очень пышно.
— Да, некоторые сельчане заказывают кортеж из "Гелендвагенов", а ведь аренда одной такой машины обходится в 6 тысяч сомов! Вот молодая пара и начинает жизнь с кредитов.
— Почему вы решили перебраться в Бишкек?
— Я участвовал в конкурсе: написал эссе и выиграл поездку в обучающий лагерь на Иссык-Куле. Там были очень активные ребята, и я понял, что хочу стать таким, как они, а для этого надо двигаться вперед. Когда сказал маме, что собираюсь в столицу, она порадовалась за меня.
— Легко ли вам было здесь?
— Я поступил в КРСУ, стал осваивать профессию инженера-электронщика. В первый год учебы жил у тети, в районе рынка "Дордой". Сначала меня спонсировала двоюродная сестра: каждый месяц вручала 5 тысяч сомов. Меня от этого коробило — было неудобно брать деньги просто так. Со временем соседи узнали, что я умею ремонтировать технику, и стали обращаться за помощью.
Мне посоветовали развесить объявления о том, что я занимаюсь починкой. Первой позвонила какая-то женщина: "А хлебопечки вы делаете?". Я соврал, что делаю, хотя даже не видел их никогда. Она спросила, могу ли я к ней приехать. Я испугался, промямлил что-то про большую занятость. Потом и вовсе удалил объявление.
— Как вы смогли переступить через страх и снова взяться за дело?
— Это случилось два года назад. Мы с ребятами снимали квартиру, и однажды у нас потекла стиральная машина. Мастер вскрыл ее, отрезал крохотный кусок шланга и сказал: "Ну все, ребята, с вас тысяча сомов". Я решил, что это шутка. "А теперь серьезно: сколько с нас?" — спросил у него и не увидел улыбки: оказывается, пятиминутная услуга действительно стоила тысячу сомов.
Вскоре машинка потекла вновь, но на этот раз я разобрался сам. Стало понятно: граждане нуждаются в хороших и честных мастерах. Я узнал, что мой дальний родственник ремонтирует "стиралки", и он согласился научить меня. Потом я открыл мастерскую. Видели бы вы ее в самом начале! Там не было ничего, кроме трех отверток, плоскогубцев и паяльника. Однако я дал объявление…
На первые заработанные 700 сомов купил себе стул, потом постепенно приобрел все необходимые инструменты. Мы с друзьями решили работать по принципу "зынк хошан".
— Что это значит?
— У нас в городе есть место, где продают вкусные и недорогие хошаны, поэтому там всегда много людей. Мы решили перенять этот простой рецепт: делать качественно и недорого. Пока другие мастера заламывали по тысяче сомов, мы брали всего 200. В итоге дело пошло. Сейчас в моей команде пять человек.
— Легко ли вы нашли этих людей?
Вернувшись, я открыл свои курсы, более доступные по средствам. Любой желающий может освоить ремесло за 10 дней обучения. Я стал принимать на работу самых способных учеников.
Знаете, умение ремонтировать бытовую технику — большое подспорье для наших мигрантов. Один человек пришел ко мне со словами: "Хочу уехать на заработки в Россию, помогите овладеть профессией". Сейчас он трудится в другой стране и неплохо получает.
— Есть такая закономерность: когда мастер что-то ремонтирует, он обязательно ругает предыдущего. Почему?
— Я и сам часто этим грешу. Иногда ты видишь, что человек элементарно не потрудился закрепить гайку. Разумеется, через какое-то время она выпадет! Ну почему нельзя делать все хорошо?
Конечно, у нас тоже бывают гарантийные случаи: починил ты технику, но потом что-то пошло не так… Правда, иногда доходит до абсурда. Как-то мы отремонтировали стиральную машину, а после в доме был скачок напряжения, и вся техника сгорела. "Вы же пообещали, что машинка будет работать, а она не работает!" — возмущались хозяева. Я тщетно пытался объяснить, что "стиралка" сломалась не по нашей вине. В итоге после долгих споров мы забрали себе сломанную машинку, а этим людям привезли рабочую.
— Дело в том, что мы собираем новые стиральные машины из деталей старых и продаем их. Я хочу серьезно заняться этим бизнесом и открыть цех, скупать всю нерабочую технику в Бишкеке. По сути, мы этим уже занимаемся, только в небольших масштабах. Платим населению за сломанные "стиралки" от 500 до 3 000 сомов.
— Ну и сколько может прослужить такая техника?
— Столько же, сколько новая. Внутри мы меняем все, устанавливаем новые "расходники". Если новая стиральная машинка стоит в среднем 20 тысяч сомов, то мы продаем за 5-7 тысяч.
— Есть такой стереотип: чем дороже техника, тем она лучше. Со "стиралками" это правило работает?
— Наверное, нет. Когда меня просят помочь в выборе, я говорю: "Берите любую". Принцип действия у всех машинок одинаковый, и не важно, сколько они стоят — 11 тысяч или 70 тысяч сомов.
Высокая цена не гарантирует, что техника прослужит долго. Был случай, когда одна семья купила навороченную машинку за тысячу долларов, а она сломалась через полгода. Часто вы просто переплачиваете за вид, дизайн. Срок службы техники больше зависит от ухода за ней, чем от стоимости.
— А как правильно ухаживать за стиральной машиной?
— Во-первых, не надо ее перегружать. Допустим, ваша машинка рассчитана на пять килограммов, но это не значит, что туда можно запихать все пять "кило" белья — вес нужно учитывать вместе с водой. Что происходит при перегрузе? Когда "стиралка" крутится на высоких оборотах, изнашиваются подшипники. А потом требуется очень дорогой ремонт.
Во-вторых, машинку нужно чистить. Даже если вам кажется, что барабан сверкает чистотой, на самом деле на стенках скапливается много накипи и грязи. Что делать? Залить в стиральную машину специальное средство или знаменитую "Белизну" и включить режим стирки при 60 градусах. Потом проветриваете, протираете тряпкой — и все. Кстати, этот способ позволит избавиться от болотного запаха, который появляется в старых машинках.
— Внутри машинки работает тэн. Он нагревает воду, как кипятильник, и естественно, вся накипь оседает на нем. Дорогие средства просто размягчают воду, но не уничтожают накипь. А вот копеечная лимонная кислота легко с нею справляется. Купите пару пачек кислоты, засыпьте в "стиралку" и поставьте на высокую температуру.
— Как бишкекские мастера по ремонту обманывают клиентов?
— Берут предоплату, а потом отключают телефон. Поэтому, прежде чем давать мастеру деньги, надо получше разузнать о нем. Где работает? Есть ли информация в Интернете? Размещено ли фото в объявлении?
— Как понять, действительно ли ремонт техники обошелся дорого, или мастер решил легко подзаработать?
— Надо знать, как "ведет себя" машинка при определенной поломке. Мы даже составили прайс-лист, где указано, сколько в среднем стоит тот или иной вид ремонта. Иногда мастера берут 5-6 тысяч за то, что на рынке обходится в полторы-три тысячи. Нередко вместо новых запчастей ставят "бэушные". Важно понимать одно: чем дороже ваша стиральная машина, тем больше будет стоить ее ремонт.
— Сколько вообще можно заработать на ремонте техники в Бишкеке?
— Хороший мастер может получать до 100 тысяч сомов, начинающий — 10 тысяч. Средний доход составляет 30 тысяч сомов в месяц. Мой максимум — 60 тысяч. Я заработал их, когда отключали горячую воду: для нас это самая доходная пора. За год многие водонагреватели выходят из строя, и к лету я начинаю круглосуточно получать заказы. Даже по ночам звонят: "Приезжайте как можно скорее, у нас дети! Мы без горячей воды не можем".
— А если ломается мелкая техника, например, чайник, фен или утюг? Стоит ли ее ремонтировать или проще купить новую?
— Да, проще выбросить. Мы можем потратить на ремонт какого-нибудь чайника целый день, а он стоит всего 700 сомов.
— Какие у вас планы?
Обязательно почитайте историю Данияра Эмила. Он тоже сам овладел редкой профессией, за которую платят весьма солидные деньги.